МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК
ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 29 октября 2010 г. № 180-Д
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
НАЛОГОВОЙ И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОД НОЯБРЬСК НА 2011 - 2013 ГОДЫ
В соответствии со статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 5 статьи 3
Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Ноябрьск, утвержденного решением Городской Думы от 18.12.2007 № 302-Д, в целях разработки проекта бюджета муниципального образования город Ноябрьск на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, руководствуясь Уставом
муниципального образования город Ноябрьск, Городская Дума решила:
1. Утвердить основные направления
налоговой и бюджетной политики муниципального образования город Ноябрьск на 2011 - 2013 годы, согласно приложению к настоящему решению.
2. Настоящее решение опубликовать в городской общественно-политической газете "Северная вахта".
Глава города
А.В.КРЫЛОСОВ
Приложение
к решению Городской Думы
от 29.10.2010 № 180-Д
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
НАЛОГОВОЙ И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОД НОЯБРЬСК НА 2011 - 2013 ГОДЫ
Статья 1. Общие положения
Основные направления налоговой и бюджетной политики муниципального образования город Ноябрьск (далее - муниципальное образование) на 2011 - 2013 годы подготовлены в соответствии со статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 6
Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.03.2008 № 2-ЗАО "О бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе" и пунктом 5 статьи 3
Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Ноябрьск, утвержденного решением Городской Думы от 18.12.2007 № 302-Д.
Разработка основных направлений налоговой и бюджетной политики муниципального образования осуществлена на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годы", постановления
Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.08.2010 № 159-П "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы".
Налоговая и бюджетная политика муниципального образования осуществляются с учетом проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы.
Статья 2. Итоги бюджетной политики
в 2009 году и в начале 2010 года
Бюджетная политика города в 2009 - 2010 годах направлена на обеспечение устойчивости бюджетной системы города и выполнение принятых социальных обязательств муниципального образования.
Бюджетная политика города в 2009 - 2010 годах проводилась в соответствии с приоритетами, определенными в Основных направлениях налоговой и бюджетной политики муниципального образования город Ноябрьск на 2009
, 2010
годы, которая ориентирована на улучшение качества жизни населения города, создание условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, повышение эффективности и прозрачности управления общественными финансами.
В 2009 - 2010 годах продолжено планирование бюджетных расходов на основе реестров действующих и принимаемых расходных обязательств, которое позволило:
- осуществить инвентаризацию нормативной правовой базы, устанавливающей действующие расходные обязательства,
- сформировать перечень расходных обязательств и оценить степень эффективности бюджетных расходов, закрепленных за конкретными главными распорядителями бюджетных средств муниципального образования.
Продолжен переход к программному бюджету. Доля расходов бюджета муниципального образования город Ноябрьск, формируемых в рамках программно-целевого метода (с учетом окружных целевых программ), составила:
- в 2009 году - 5,7%;
- в 2010 году - 13,2%.
Идет работа по планированию мероприятий по реализации на территории муниципального образования город Ноябрьск положений Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Статья 3. Основные направления налоговой политики
на 2011 - 2013 годы
Основные направления налоговой политики муниципального образования на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов подготовлены в рамках составления проекта местного бюджета на очередной год и двухлетний плановый период и определены с учетом преемственности базовых целей и задач налоговой политики на 2010 - 2012 годы.
В среднесрочной перспективе налоговая политика города, как и налоговая политика Ямало-Ненецкого автономного округа, Российской Федерации в целом, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. Важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности городского бюджета и стимулирование инвестиционной и инновационной активности.
В целях укрепления финансовых основ местного самоуправления с 2011 года планируется:
- увеличить нормативы зачисления в бюджеты городских округов от единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности с 90% до 100%, от единого сельскохозяйственного налога с 60% до 70%;
- увеличить нормативы зачисления в бюджеты городских округов налога, зачисляемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения и налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с 90% до 100%;
- передать из окружного бюджета в бюджет городского округа минимальный налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Ожидаемые дополнительные поступления в местный бюджет оцениваются в 2011 году в размере 40 млн. рублей.
В условиях экономической нестабильности во взаимодействии с налоговыми органами необходимо проанализировать эффективность принятых решений об установлении понижающего коэффициента базовой доходности, учитывающего особенности ведения предпринимательской деятельности, а также продолжить работу по формированию объективной налоговой базы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, постановке на учет объектов их налогообложения, учитывая опыт аналогичной работы, в том числе с налоговыми, регистрирующими и другими органами в муниципальных образованиях таких субъектов Российской Федерации, как Нижегородская область, Алтайский край.
Повышению поступлений местных налогов в бюджет города препятствуют проблемы, возникающие при обмене информацией между органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и налоговыми органами. Так как администрирование местных налогов полностью осуществляется на федеральном уровне, учет налогоплательщиков, земельных участков и объектов недвижимости осуществляется уполномоченными федеральными структурами и их территориальными подразделениями, соответственно, у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия по оптимизации информационных ресурсов, используемых для формирования налогооблагаемой базы.
Для решения обозначенной проблемы Администрацией города предприняты следующие меры:
направлено обращение в адрес первого заместителя Губернатора об оказании содействия в создании единой информационной базы объектов капитального строительства (архив ОБТИ), так как только это может гарантировать полноту и достоверность сведений в налоговой базе и в целом усовершенствовать систему налогообложения объектов недвижимости на территории округа;
продолжается работа по координации деятельности ответственных структур по формированию актуальной базы для исчисления местных налогов и повышения их собираемости (налоговых органов, Роснедвижимости, Росрегистрации) на муниципальном уровне;
продолжается работа по проведению государственного кадастрового учета земельных участков под многоквартирными домами;
проводится работа, направленная на выявление землепользователей, использующих земельные участки с нарушением земельного законодательства, в том числе не использовавших земельные участки для строительства в предписанные законодательством сроки.
Оптимизация единой базы по учету земель и имущества физических лиц будет способствовать поступлению дополнительных доходов в бюджет города.
Для принятия обоснованных экономических решений на долгосрочную перспективу развития города в условиях глобального экономического кризиса, затрагивающего большинство отраслей экономики и социальной сферы, необходимо завершить разработку Долгосрочной целевой программы "Комплексное социально-экономическое развитие города Ноябрьска в 2010 - 2013 годы".
При определении приоритетов налоговой и бюджетной политики города на 2011 год и перспективу определены следующие основные направления в области налоговой политики:
Доходная часть бюджета города по налоговым и неналоговым доходам должна быть сформирована с учетом имеющегося доходного потенциала, показателей прогноза развития экономики города в 2011 году и на период до 2013 года, нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов в размерах, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, законами Ямало-Ненецкого автономного округа, муниципальными правовыми актами Ноябрьского городского округа, изменениями налогового законодательства.
Налоговые доходы будут формироваться с учетом следующих источников: налога на имущество физических лиц и земельного налога в размере 100%, налога на доходы физических лиц - 50%, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - 100%, единого сельскохозяйственного налога - 70%, налога, зачисляемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения и налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения - 100%.
Важным направлением налоговой политики города на период 2011 - 2013 годов должно стать дальнейшее развитие налоговой базы и обеспечение условий для полного и стабильного поступления в бюджет города закрепленных налогов и сборов, а также неналоговых платежей.
В этих целях необходимо решение следующих основных задач.
1. Для расширения налогооблагаемой базы и увеличения поступлений налога на доходы физических лиц на территории города будет продолжена работа:
по предотвращению фактов выплаты "теневой" заработной платы с целью повышения уровня заработной платы на отдельных предприятиях до среднеотраслевых показателей;
по выявлению лиц, незаконно осуществляющих предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по отдельным видам деятельности (пассажирские перевозки, ремонтно-отделочные работы, сдача в наем жилых помещений).
2. В рамках реализации мероприятий по формированию наиболее полной и достоверной информации о налоговой базе по местным налогам необходимо продолжить работу:
по повышению уровня информационного обмена между заинтересованными органами;
по выявлению собственников земельных участков, формированию земельных участков, предоставленных муниципальным учреждениям под объекты муниципальной собственности, под многоквартирные жилые дома, и постановке их на кадастровый учет.
3. Для мобилизации дополнительных доходов в бюджет города необходимо:
усилить взаимодействие и продолжить совместную работу Администрации города с главными администраторами доходов, которые непосредственно участвуют в процессе формирования и исполнения бюджета;
активизировать работу по взысканию задолженности по платежам в бюджет городского округа, усилить меры административного реагирования в отношении недоимщиков;
увеличить доходы бюджетных учреждений от оказания платных услуг за счет расширения их перечня;
завершить работу по формированию земельных участков под многоквартирными домами, постановку их на кадастровый учет, выявлению организаций и физических лиц, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования без регистрации, идентификации правообладателей земельных участков.
4. Продолжить работу по повышению качества управления муниципальным имуществом, увеличению отдачи от его использования по следующим направлениям:
усиление контроля за полнотой и своевременностью перечисления в бюджет доходов от использования муниципальной собственности;
осуществление продажи имущества с максимальной выгодой;
изъятие в казну муниципального образования переданного бюджетным учреждением на праве оперативного управления и не используемого ими в своей основной деятельности имущества с предоставлением в дальнейшем в аренду уже из казны муниципального образования;
сокращение доли имущества, не обеспечивающего выполнение функций и полномочий муниципального образования. Ноябрьским городским департаментом по имуществу за период 2010 - 2013 годы будет передано в собственность:
1) Российской Федерации - 41 объект балансовой стоимостью 269948 тыс. рублей и 1401 объект движимого имущества балансовой стоимостью 99120 тыс. рублей.
2) Ямало-Ненецкого автономного округа - 2 объекта недвижимости балансовой стоимостью 663 тыс. рублей и 235 объектов движимого имущества балансовой стоимостью 1331 тыс. рублей.
5. Сохранить в 2011 - 2013 годах ранее установленные налоговые льготы по местным налогам в отношении объектов, финансируемых из бюджета города, организациям, осуществляющим деятельность, социально значимую для города, социально незащищенным категориям граждан.
6. Осуществлять мониторинг своевременности и полноты выплаты заработной платы гражданам в целях недопущения роста кредиторской задолженности.
7. Продолжить работу по созданию благоприятных условий для расширения и развития негосударственного сектора экономики, в том числе малого бизнеса. С этой целью в текущем году разработана и утверждена муниципальная целевая программа
"Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Ноябрьск на 2010 - 2012 годы", утверждена концепция
по созданию бизнес-инкубатора на территории муниципального образования.
Одним из элементов налоговой политики муниципального образования должно стать проведение оценки эффективности ранее предоставленных налоговых льгот, что позволит принимать решения об их продлении либо отмене. Принятие решения о предоставлении новых налоговых льгот должно также основываться на предварительной оценке их бюджетной эффективности.
Статья 4. Основные направления бюджетной политики
Бюджетная политика должна быть направлена на повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления по обеспечению потребностей граждан в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества.
С учетом этого необходимо сконцентрироваться на решении следующих задач:
- обеспечение сбалансированности бюджета муниципального образования город Ноябрьск при условии формирования бездефицитного бюджета;
- расширение практики применения программно-целевого принципа формирования бюджетных расходов;
- введение новых принципов деятельности муниципальных учреждений;
- планирование бюджетных ассигнований, исходя из безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
- новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения.
Расходы на содержание сети муниципальных учреждений планируются, как правило, не исходя из объемов оказываемых ими услуг, а исходя из необходимости содержания существующих мощностей. Планирование осуществляется по большей части методом индексации существующих расходов, сохраняя их структуру в неизменном виде. В результате отсутствует стимул к оптимизации расходов.
Ближайшей целью по данному направлению является повышение доступности и качества муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и других социально значимых сферах; создание условий для оптимизации бюджетной сети.
Для этого предстоит активное внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг.
Мероприятия по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений должны быть направлены на повышение эффективности предоставления муниципальных услуг при условии сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджета на их оказание.
Особенно актуальными становятся создание четкого и прозрачного механизма планирования бюджетных ассигнований в зависимости от достижения конкретных результатов их использования, усиление финансовой дисциплины и ответственности всех участников бюджетного процесса за его неисполнение или ненадлежащее исполнение.
Исходя из вышесказанного главными задачами бюджетной политики на ближайшее время должны стать обеспечение устойчивости бюджетного процесса, выполнение принятых социальных обязательств муниципального образования город Ноябрьск и недопущение падения уровня жизни населения.