ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2010 г. № 114/659
ОБ ОБЩИХ РЕЗУЛЬТАТАХ ВЫБОРОВ В ОРГАНЫ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Заслушав информацию Председателя Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа А.Н.Гиберта об общих результатах выборов в органы местного самоуправления, состоявшихся в сентябре - октябре 2010 года, Избирательная комиссия Ямало-Ненецкого автономного округа отмечает следующее.
12 сентября 2010 года состоялись досрочные выборы главы муниципального образования Пуровский район, 3 октября - досрочные выборы главы муниципального образования село Катравож Приуральского района, в единый день голосования 10 октября 2010 года проводились выборы глав 6 муниципальных образований: сельское поселение Правохеттинский, Толькинское сельское поселение, село Красноселькуп, город Губкинский, Красноселькупский район, Тазовский район. Кроме того, состоялись выборы депутатов представительных органов 9 муниципальных образований: город Губкинский, город Муравленко, Тазовский район, Шурышкарский район, Надымский район, Красноселькупский район, Пуровский район, а также дополнительные выборы депутатов представительных органов муниципальных образований город Тарко-Сале, город Салехард.
По итогам осенних избирательных кампаний избрано 8 глав муниципальных образований, за которых проголосовали от 47,27% до 78,21% избирателей.
Семь из восьми избранных глав являются представителями Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", глава муниципального образования село Катравож был выдвинут в порядке самовыдвижения.
В представительные органы муниципальных образований избран 121 депутат. При проведении всех состоявшихся выборов применялась мажоритарная избирательная система. Выборы были альтернативными, за исключением 9 избирательных округов в Пуровском районе, где было зарегистрировано по одному кандидату.
Партийный рейтинг во вновь сформированных представительных органах 7 муниципальных образований выглядит следующим образом:
представителей Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - 85 депутатов;
представителей Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - 1 депутат;
представителей Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" - 1 депутат;
представителей Политической партии "Либерально-демократическая партия России" - 1 депутат.
27 депутатов - самовыдвиженцы. Дополнительно распределенные депутатские мандаты в муниципальных образованиях город Салехард и город Тарко-Сале также замещены представителями Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
В списки избирателей на момент закрытия избирательных участков было внесено 142436 человек.
Участие в голосовании приняло 74009 человек, что составляет 51,96% от количества избирателей, внесенных в списки избирателей.
В разрезе муниципальных образований активность избирателей выглядит следующим образом:
Тазовский район - 6793 чел., 67,99%
Красноселькупский район - 3154 чел., 71,47%
Шурышкарский район - 3702 чел., 58,62%
Пуровский район - 19799 чел., 62,13%
Надымский район - 21642 чел., 51,78%
город Губкинский - 7464 чел., 44,7%
город Муравленко - 9820 чел., 37,56%
город Салехард - 1373 чел., 27,09%
По данным мониторинга публикаций в муниципальных периодических печатных изданиях и на телевидении за период с 20 августа по инициативе избирательных комиссий муниципальных образований, организующих выборы, в рамках информационной работы с избирателями было инициировано 336 сообщений, в том числе в газетах - 221, на телевидении - 115.
┌───────────────────────────┬───────────────────┬─────────────────────────┐
│ ИК МО │ Телевидение │ Печатное издание │
├───────────────────────────┼───────────────────┼─────────────────────────┤
│Тазовский район │ 21 │ 40 │
├───────────────────────────┼───────────────────┼─────────────────────────┤
│Надымский район │ 21 │ 56 │
├───────────────────────────┼───────────────────┼─────────────────────────┤
│город Муравленко │ 18 │ 40 │
├───────────────────────────┼───────────────────┼─────────────────────────┤
│город Губкинский │ 18 │ 16 │
├───────────────────────────┼───────────────────┼─────────────────────────┤
│Пуровский район │ 16 │ 20 │
├───────────────────────────┼───────────────────┼─────────────────────────┤
│город Салехард │ 13 │ 17 │
├───────────────────────────┼───────────────────┼─────────────────────────┤
│Красноселькупский район │ 8 │ 28 │
│ │Приглашения избирателям │ 7000 │
│ ├────────────────────────────────────────────────┼──────┤
│ │Баннер 2 x 3 │ 15 │
│ ├────────────────────────────────────────────────┼──────┤
│ │Перетяжки 1 x 3 │ 15 │
├─────────────────┼────────────────────────────────────────────────┼──────┤
│ ИК МО │Информационные плакаты │ 13 │
│ Шурышкарский ├────────────────────────────────────────────────┼──────┤
│ район │Информационные плакаты о порядке заполнения │ 50 │
│ │избирательных бюллетеней │ │
│ ├────────────────────────────────────────────────┼──────┤
│ │Информационные плакаты о кандидатах │ 60 │
│ ├────────────────────────────────────────────────┼──────┤
│ │Приглашение избирателям │ 6000 │
│ ├────────────────────────────────────────────────┼──────┤
│ │Календарь карманный │ 100 │
└─────────────────┴────────────────────────────────────────────────┴──────┘
В рамках осуществления контроля за агитационной деятельностью кандидатов избирательными комиссиями было рассмотрено 540 образцов агитационной продукции:
город Губкинский: печатная продукция 100 экз., в том числе: 10 агитационных газет, 90 листовок, 15 баннеров, 9 аудиороликов, 24 видеоролика, 6 - иная продукция.
Пуровский район: 49 экз.
Шурышкарский район: 6 экз.
город Салехард: 7 экз.
Надымский район: 113 экз.: 27 - аудиовизуальных, 86 - печатная продукция.
город Муравленко: 240 экз.
Тазовский район: 17 экз.
Красноселькупский район: 8 экз.
Однако необходимо отметить, что не у всех избирательных комиссий предусмотрена возможность использования Интернет-ресурса. Из восьми избирательных комиссий, организующих выборы, собственные Интернет-сайты имеют только четыре комиссии (Тазовского района, Надымского района, города Губкинского и города Салехарда). При этом полноценное содержание Интернет-сайта можно отметить только у ИК МО Надымский и Тазовский районы.
Анализируя процесс подготовки к единому дню голосования и его результаты в сравнении с результатами муниципальных выборов в октябре 2005 года, необходимо констатировать, что причинами недостаточно высокой явки избирателей явилось несколько факторов. Среди них: и плохие погодные условия, которые сыграли роль при проведении досрочного голосования (так, климатические условия в Тазовском районе отрицательно повлияли на охват всех избирателей, находившихся в труднодоступных и отдаленных местностях, при проведении досрочного голосования), и исключение такого вида голосования, как досрочное голосование в помещениях избирательных комиссий (часть населения, включенная в списки избирателей и относящаяся к категории студенты, пенсионеры, рыбаки и охотники, в единый день голосования находилась за пределами соответствующих избирательных округов, расположенных за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа, и не имела возможности проголосовать досрочно в помещении избирательной комиссии), и недостаточный уровень информированности избирателей о проводимых кампаниях, и уклонение избирателей от участия в выборах, которое, в свою очередь, вызвано отсутствием достаточного участия в выборах представителей всех политических сил, представленных в автономном округе, общей политической неграмотностью населения, неудовлетворенностью в условиях своей жизни - "если избирателю никто не мил, он просто остается дома".
Негативную роль сыграла не всегда удовлетворительная работа штабов по оказанию содействия избирательным комиссиям в подготовке и проведению выборов, выразившаяся в отсутствии конкретной работы с руководителями предприятий и организаций малого бизнеса, на которых избиратели работают непрерывно в течение времени голосования. Кроме того, явка избирателей напрямую зависит от работы глав местных администраций по предоставлению сведений об избирателях. И в этой связи надо отметить, что эта работа в прошедшую избирательную кампанию была непродуктивна, что повлияло впоследствии на составление избирательными комиссиями списков избирателей и на их качество.
Немаловажным фактором является вид проводимых выборов: основные или дополнительные, который в частности сказался на показателе участия избирателей в голосовании на дополнительных выборах депутатов Городской Думы муниципального образования город Салехард по многомандатному избирательному округу № 1 (27,09%).
В связи с этим совместная работа органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных органов, избирательных комиссий по принятию дополнительных мер, направленных на повышение доверия граждан к избирательной системе, повышение уровня их участия в выборах, должна проводиться в течение всего межвыборного периода.
Помимо этого необходимо активизировать работу региональных отделений всех политических партий, направленную на участие в выборах любого уровня, так как грамотная, основанная на законе информационная деятельность всех политических партий, участвующих в выборах, в период предвыборной агитации способна увеличить явку избирателей на избирательные участки, и в конечном итоге уменьшить проявление негативного отношения к выборам.
Увеличению явки избирателей также будет способствовать более активная работа с инвалидами, которая имеет не только организационную составляющую, но и информационную, образование дополнительных участков на вокзалах и в аэропортах, система двух приглашений - на сверку в списках и на голосование.
В целях повышения явки избирателей и минимизации возможных обращений необходимо использовать все имеющиеся возможности - прессу, телевидение, интернет-сайты избирательных комиссий, избирательных объединений.
Еще одним направлением в общих усилиях, направленных на повышение явки избирателей, должно стать тесное сотрудничество на протяжении всей подготовительной кампании с региональными отделениями политических партий, с гражданским обществом, неотъемлемой частью которого являются не только правозащитные организации, но и организации религиозных конфессий в автономном округе. При этом необходимо помнить, чем лучше действует комиссия, тем лучше работают наблюдатели.
И уровень этой работы на прошедших выборах намного превосходит уровень 2005 года. Это - достижение всех организаторов выборов. Тем не менее необходимо всемерно повышать степень доверия избирателей к выборам и деятельности избирательных комиссий в целом.
На основании изложенного, в соответствии с пунктом 10 статьи 23 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Избирательная комиссия Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Принять информацию Председателя Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа А.Н.Гиберта об общих результатах выборов в органы местного самоуправления, состоявшихся в сентябре - октябре 2010 года, к сведению.
2. Направить настоящее постановление в избирательные комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа, Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа, руководителям региональных отделений политических партий в Ямало-Ненецком автономном округе.
3. Опубликовать настоящее постановление в журнале "Вестник Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа" и разместить на Интернет-сайте Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа.
Председатель комиссии
А.Н.ГИБЕРТ
Секретарь комиссии
О.А.ТАРАСОВА