ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2010 г. № 114/661
О РАБОТЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ С ОБРАЩЕНИЯМИ,
ПОСТУПИВШИМИ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ
В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ,
СОСТОЯВШИХСЯ В СЕНТЯБРЕ - ОКТЯБРЕ 2010 ГОДА
Заслушав информацию секретаря Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа О.А.Тарасовой о работе избирательных комиссий с обращениями, поступившими в ходе подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, состоявшихся в сентябре - октябре 2010 года, Избирательная комиссия Ямало-Ненецкого автономного округа отмечает следующее.
В период с 12 сентября по 10 октября 2010 года проводились выборы в 12 муниципальных образованиях Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе в 6 - выборы глав, в 9 - формировались представительные органы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные комиссии обеспечивают защиту избирательных прав граждан в ходе подготовки и проведения выборов, в том числе при рассмотрении поступающих к ним обращений о нарушении законодательства о выборах.
В течение выборного цикла "осень - 2010" на этапе подготовки к дню голосования в избирательные комиссии муниципальных образований поступило 8 жалоб (заявлений) на нарушение избирательного законодательства.
Всего избирательными комиссиями в Ямало-Ненецком автономном округе в период выборов 2010 года было получено 21 заявление (обращение), из которых рассмотрено 18, в том числе:
- Избирательной комиссией Ямало-Ненецкого автономного округа - 8;
- избирательными комиссиями муниципальных образований - 10.
Одно обращение, поступившее в избирательную комиссию муниципального образования город Губкинский, было отозвано заявителями.
В 11 обращениях указывалось на нарушение участниками избирательного процесса установленного законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах порядка проведения предвыборной агитации.
В 3 обращениях содержалось требование об отмене решения избирательных комиссий об отказе в регистрации кандидатов.
2 обращения связано с порядком включения граждан Российской Федерации в списки избирателей.
Одно обращение касается проведения досрочного голосования, два обращения - порядка проведения голосования.
Количество жалоб и заявлений, в которых сведения подтвердились, составило 7, или 36% от общего количества обращений.
Кроме того, 2 заявления об оспаривании решений окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатов в депутаты были приняты к производству судом. Суд своим решением в удовлетворении требований заявителям отказал и подтвердил законность решений, принятых комиссией.
Показательно, что жалоб в ходе проведения дня голосования и подведения его итогов, которые, как правило, возникают на уровне избирательного участка, самом большом, самом массовом уровне избирательных комиссий, с которым непосредственно сталкиваются все избиратели, подано 3 заявления.
Следует также отметить, что одной из причин, повлекших возникновение ряда спорных ситуаций в ходе прошедших избирательных кампаний, явились недостатки организации проведения агитации кандидатами и их доверенными лицами.
Работа избирательных комиссий по рассмотрению поступивших заявлений строилась в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Анализ поступивших обращений позволяет определить основные причины их появления: недостаточная организация правового просвещения участников избирательного процесса как в межвыборный период, так и в ходе подготовки к муниципальным выборам, неэффективная деятельность избирательных объединений по формированию у избирателей предпочтений, недостаточный уровень знаний законодательства кандидатов, в том числе выдвинутых избирательными объединениями, а также применение технологий, идущих вразрез действующему законодательству.
В этой связи полагаем необходимым обеспечение доступности для участников избирательного процесса правовой базы, в том числе и документов избирательных комиссий, носящих характер разъяснений таких стадий избирательного процесса, как выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация.
Избирательным комиссиям целесообразно усилить работу по контролю за соблюдением порядка изготовления и распространения предвыборных агитационных материалов, в том числе по разъяснению различий между печатными и иными агитационными материалами, а также порядком их использования и ответственностью за его нарушение.
Кроме того, надлежит сделать акцент на организации информационно-разъяснительной работы по предупреждению нарушений в сфере агитационной деятельности участников избирательного процесса в виде проведения совещаний с кандидатами и представителями избирательных объединений, на взаимодействие с правоохранительными органами в целях своевременного выявления незаконной агитации, оперативного обмена соответствующей информацией.
Таким образом, следует констатировать, что выборы в сентябре - октябре 2010 года проведены с соблюдением избирательного законодательства. По всем обращениям избирательными комиссиями была проведена проверка, и указанные в обращениях факты получили должную оценку. Поступившие обращения не привели к признанию избирательными комиссиями итогов голосования недействительными, выборов несостоявшимися.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 10 статьи 23 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Избирательная комиссия Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Рекомендовать избирательным комиссиям муниципальных образований проанализировать причины, послужившие основаниями для появления обращений.
2. Разработать ежеквартальный план обучающих мероприятий с представителями избирательных объединений, членами избирательных комиссий по всем этапам избирательной кампании.
3. Обратить внимание избирательных комиссий муниципальных образований, имеющих возможность использования Интернет-ресурсов, на необходимость систематической работы по размещению нормативных и правовых актов, регулирующих подготовку и проведение выборов.
4. Привлекать представителей региональных отделений политических партий к участию в работе соответствующей избирательной комиссии, в том числе по подготовке правовых актов, связанных с проведением соответствующих выборов.
5. Направить настоящее постановление в избирательные комиссии муниципальных образований.
6. Опубликовать настоящее постановление в журнале "Вестник Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа" и разместить на Интернет-сайте Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа.
7. Возложить контроль за исполнением настоящего постановления на секретаря Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа О.А.Тарасову.
Председатель комиссии
А.Н.ГИБЕРТ
Секретарь комиссии
О.А.ТАРАСОВА