ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2010 г. № 271
О ТОЛКОВАНИИ ЧАСТЕЙ 4 И 6 СТАТЬИ 5 ЗАКОНА
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ОТ 16 ДЕКАБРЯ 2004 ГОДА
№ 89-ЗАО "О ГАРАНТИЯХ И КОМПЕНСАЦИЯХ ДЛЯ ЛИЦ,
РАБОТАЮЩИХ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ФИНАНСИРУЕМЫХ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ
ОКРУЖНОГО БЮДЖЕТА, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА"
Рассмотрев запрос Районной Думы муниципального образования Пуровский район о толковании части 4 статьи 5
Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 декабря 2004 года № 89-ЗАО "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа", запрос Районной Думы муниципального образования Ямальский район о толковании части 6 статьи 5
Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 декабря 2004 года № 89-ЗАО "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа", на основании статьи 58
Устава (Основного закона) Ямало-Ненецкого автономного округа, части 2 статьи 80
Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 апреля 2006 года № 13-ЗАО "О правотворчестве" Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить толкование
частей 4
и 6 статьи 5
Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 декабря 2004 года № 89-ЗАО "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" (прилагается).
2. Направить данное Постановление для официального опубликования.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Законодательного Собрания
Ямало-Ненецкого автономного округа
С.Н.ХАРЮЧИ
Утверждено
постановлением
Законодательного Собрания
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 27 октября 2010 г. № 271
ТОЛКОВАНИЕ
ЧАСТЕЙ 4 И 6 СТАТЬИ 5 ЗАКОНА
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ОТ 16 ДЕКАБРЯ 2004 ГОДА
№ 89-ЗАО "О ГАРАНТИЯХ И КОМПЕНСАЦИЯХ ДЛЯ ЛИЦ,
РАБОТАЮЩИХ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ФИНАНСИРУЕМЫХ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ
ОКРУЖНОГО БЮДЖЕТА, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА"
Поводом к рассмотрению настоящего вопроса послужили запрос Районной Думы муниципального образования Пуровский район о толковании части 4 статьи 5
Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 декабря 2004 года № 89-ЗАО "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - Закон автономного округа "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа") в части возможности применения нормы по оплате работнику один раз в два года стоимости проезда к месту использования отпуска (каникул, отдыха) и обратно неработающих членов его семьи в отношении его детей - студентов образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию иностранных государств, и запрос Районной Думы муниципального образования Ямальский район о применении части 6 статьи 5
Закона автономного округа "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" в части компенсации в качестве расходов на проезд к месту использования отпуска и обратно (помимо стоимости билетов) страхового взноса на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплаты услуг по оформлению проездных документов (сборов), предоставления в поездах постельных принадлежностей, предоставления на водном транспорте постельного белья, если гражданин предоставит билет на железнодорожный транспорт купейного вагона, воздушный транспорт экономического класса, водный транспорт в каюте 5 класса.
В связи с тем, что Закон
автономного округа "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" не содержит конкретных условий применения указанных норм, Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа дает настоящее толкование их применения.
Пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации относит трудовое законодательство к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Статья 313 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что дополнительные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации исходя из финансовых возможностей субъектов Российской Федерации.
Согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях") гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 33 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 5
Закона автономного округа "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" наряду с оплатой проезда самого работника работодатель один раз в два года оплачивает стоимость проезда к месту использования отпуска (каникул, отдыха) и обратно и провоза багажа весом до 30 килограммов (сверх установленной соответствующим видом транспорта нормы бесплатного провоза багажа) неработающим членам его семьи.
К неработающим членам семьи относятся:
фактически проживающие на территории автономного округа жена (муж), несовершеннолетние дети до 18 лет, а также дети, по отношению к которым работник является опекуном или попечителем;
дети, не достигшие возраста 23 лет, осваивающие образовательные программы высшего и среднего профессионального образования по очной форме обучения в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию.
В силу положений пункта 3 статьи 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон Российской Федерации "Об образовании") действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
На основании пункта 6 статьи 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.
Вопросы государственной аккредитации образовательных учреждений в Российской Федерации урегулированы Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском образовании" (далее - Федеральный закон "О высшем и послевузовском образовании"), приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22 мая 1998 года № 1327 "Об утверждении Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений" (далее - Приказ № 1327), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 17 Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденного Приказом № 1327, государственная аккредитация образовательного учреждения - это процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ).
Исходя из положений пункта 17 статьи 33 Закона Российской Федерации "Об образовании", пункта 7 статьи 10 Федерального закона "О высшем и послевузовском образовании" свидетельство о государственной аккредитации, выданное образовательному учреждению, является подтверждением его государственного статуса, уровня реализуемых образовательных программ, соответствия содержания и качества подготовки его выпускников федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, а также дает право на выдачу его выпускникам соответствующих документов государственного образца об образовании.
Пунктом 18 Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденного Приказом № 1327, предусмотрено, что государственная аккредитация проводится:
Министерством образования России - образовательных учреждений, подчиненных Министерству, за исключением учреждений начального профессионального образования; других образовательных учреждений, финансируемых из федерального бюджета и не находящихся в ведении федеральных ведомственных государственных органов управления образованием;
ведомственными государственными органами управления образованием - образовательных учреждений, находящихся в ведении этих органов;
государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации - других образовательных учреждений, расположенных на территории данных субъектов Российской Федерации.
Исходя из положения части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации федеральные законы имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "Об образовании" федеральные законы в области образования регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации.
В свою очередь ни Закон Российской Федерации "Об образовании", ни Федеральный закон "О высшем и послевузовском образовании" не предусматривают какого-либо иного вида государственной аккредитации образовательных учреждений на территории Российской Федерации, помимо государственной аккредитации Российской Федерации.
Следовательно, положения части 4 статьи 5
Закона автономного округа "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" неприменимы в отношении студентов образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию иностранных государств.
Часть 6 статьи 5
Закона автономного округа "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" конкретизирует перечень расходов, подлежащих компенсации, а также подтверждающих эти расходы документов, предусматривает порядок компенсации расходов при непредставлении (утере) проездных документов, а также при проведении отпуска в нескольких местах отдыха.
Частью 6 статьи 5
Закона автономного округа "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" регламентируются расходы, подлежащие компенсации по проезду к месту проведения отпуска и обратно, которые включают в себя оплату стоимости проезда в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставление в поездах постельных принадлежностей), что означает, что названные расходы должны быть включены в стоимость проездного документа (билета).
Отдельно представленные квитанции страхового взноса на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, на оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставление в поездах постельных принадлежностей оплате не подлежат.