Законодательство
Ямало-Ненецкий АО

Ямало-Ненецкий АО

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2009 г. № 1996

О КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Рассмотрев проект Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа, на основании части 2 статьи 17 и части 1 статьи 26 Устава (Основного закона) Ямало-Ненецкого автономного округа Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа с учетом замечаний и предложений (прилагается).
2. Признать утратившим силу постановление Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 февраля 2000 года № 866 "О Концепции развития коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе" (Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, 2000, февраль, № 3/2).
3. Направить данное Постановление для официального опубликования.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Законодательного Собрания
Ямало-Ненецкого автономного округа
С.Н.ХАРЮЧИ





Утверждена
постановлением Законодательного Собрания
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 9 декабря 2009 г. № 1996

КОНЦЕПЦИЯ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Содержание проблемы

Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Концепция) является системой современных принципов и приоритетов, учитывающих интересы коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - малочисленные народы), направленных на использование исторического опыта и культурного потенциала малочисленных народов в интересах и во благо всего многонационального населения Ямало-Ненецкого автономного округа.
Концепция призвана стать основой деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления Ямало-Ненецкого автономного округа при решении задач социально-экономического и культурного развития малочисленных народов и регулирования межнациональных отношений, защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина. Концепция основывается на положениях Всеобщей декларации прав человека, других нормах международного права, Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Устава (Основного закона) Ямало-Ненецкого автономного округа, законов и иных нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа.
Исторически сложившаяся система расселения и быта малочисленных народов за последнюю четверть века значительно трансформировалась под влиянием интенсивной разработки стратегических энергоресурсов. Интенсивный рост городов и рабочих поселков в местах традиционного проживания малочисленных народов вызвал их миграционную подвижность, которая зачастую имела вынужденный характер. В настоящее время на территории автономного округа удельный вес городского населения составляет 82,8%, сельского - 17,2%.
По данным Всероссийской переписи населения 2002 г. в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) проживают 35029 человек из числа малочисленных народов, 75% из них проживает в сельской местности, более 14 тысяч человек ведут кочевой образ жизни. Основные группы малочисленных народов в автономном округе - ненцы (71,8%), ханты (23,3%), селькупы (4,5%). В автономном округе наравне с малочисленными народами ведут традиционный образ жизни и занимаются традиционными промыслами представители народа коми.
Этнообразующими, этносохраняющими видами традиционной хозяйственной деятельности для малочисленных народов автономного округа являются: оленеводство, рыболовство, промысловая охота, клеточное звероводство, собирательство, художественные промыслы и народные ремесла, в том числе изготовление национальной одежды, чумов и т.п.
Традиционный образ жизни и хозяйствования малочисленных народов отличают основанный на историческом опыте предков в области природопользования, самобытной социальной организации способ жизнеобеспечения, обеспечивающий неистощительное (возобновляемое) природопользование, характеризующийся бережным использованием объектов животного, растительного мира, сохранением духовного единения с природой, что определяет их особую роль в сохранении и защите окружающей среды.
Необходимость принятия Концепции обусловлена изменением политической, социально-экономической ситуации в стране и в мире. Принятая распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. № 132-р Концепция устойчивого развития малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации определила долгосрочные направления государственной политики в отношении малочисленных народов.

Оценка эффективности деятельности
органов государственной власти автономного округа
в отношении малочисленных народов

Мероприятия, реализовывавшиеся в рамках утвержденной постановлением Государственной Думы автономного округа от 23.02.2000 № 866 Концепции развития коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - Концепция 2000 г.), ориентировались на создание максимально благоприятных социальных, экономических условий, политических гарантий и гарантий сохранения традиционного образа жизни, развитие видов традиционной хозяйственной деятельности, систематизацию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам малочисленных народов.
На сегодняшний день автономный округ является одним из ведущих субъектов Российской Федерации по уровню сформированной законодательной базы и социально-экономическому развитию малочисленных народов.
Уставом (Основным законом) Ямало-Ненецкого автономного округа предусматриваются как организационно-правовые, так и социально-экономические меры, направленные на обеспечение устойчивого развития малочисленных народов.

]]>
совершенствование мониторинга состояния окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, включая содействие внедрению практики общественных экологических экспертиз, этнологических исследований;
обеспечение реализации права малочисленных народов на проведение оценки воздействия на исконную среду обитания и традиционный образ жизни малочисленных народов, разработку механизма ее проведения и компенсационных мероприятий, направленных на устранение последствий, причиненных техногенным воздействием;
совместное управление ресурсодобывающих компаний, органов государственной власти и органов местного самоуправления и малочисленных народов по вопросам защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов;
обеспечение информирования малочисленных народов об изменениях состояния окружающей среды в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
стимулирование внедрения новейших экологически безопасных технологий предприятиями промышленности, осуществляющими свою деятельность в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;
обеспечение своевременной рекультивации земель, возмещения вреда окружающей среде в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;
организация мероприятий социально-экономического характера, направленных на минимизацию негативных последствий интенсивного промышленного освоения, в том числе связанных со сменой традиционного образа жизни малочисленных народов.

Механизмы реализации Концепции

Механизмы реализации настоящей Концепции предусматривают:
формирование системы реализации Концепции органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления;
координацию работы и контроль за реализацией федеральных законов, законов автономного округа и иных нормативных правовых актов, целевых программ, касающихся социально-экономического и культурного развития малочисленных народов;
осуществление экспертизы законопроектов по оценке их влияния на положение малочисленных народов;
осуществление информационного обеспечения основных направлений Концепции в отношении малочисленных народов, освещения их проблем в средствах массовой информации и распространения объективных знаний об их истории, традициях и культуре;
осуществление государственной поддержки культурных, спортивных, молодежных объединений, детских организаций, содействие их развитию;
поддержку общин малочисленных народов и других организаций, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;
взаимодействие органов государственной власти автономного округа с общественными организациями и объединениями малочисленных народов;
изучение экономических, демографических, правовых, социальных и психологических проблем малочисленных народов;
совершенствование социальной, экономической, демографической статистики, характеризующей положение малочисленных народов;
проведение научных исследований социально-экономического развития малочисленных народов.
В связи с принятием настоящей Концепции потребуется разработка и принятие законов автономного округа: "Об оценке воздействия на исконную среду обитания в Ямало-Ненецком автономном округе"; "О территориях традиционного природопользования регионального значения в Ямало-Ненецком автономном округе" и иных нормативных правовых актов автономного округа.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления предусматривают разделы в целевых программах, соответствующие основным направлениям реализации настоящей Концепции.
Реализация настоящей Концепции будет осуществляться в сроки, установленные Администрацией автономного округа планом реализации Концепции с учетом реализации мероприятий Концепции устойчивого развития малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. № 132-р.

Прогнозируемые результаты и показатели эффективности
реализации Концепции

Прогнозируемыми результатами настоящей Концепции должны стать:
совершенствование нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы развития малочисленных народов;
повышение эффективности системы государственной поддержки малочисленных народов;
улучшение социально-экономических условий жизни малочисленных народов;
повышение конкурентоспособности продукции видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;
снижение уровня безработицы в сельской местности среди малочисленных народов;
сохранение исконной среды обитания малочисленных народов.
Предварительная оценка ожидаемой эффективности реализации настоящей Концепции должна быть проведена с учетом установленных прогнозируемых результатов по критериям социальной и экономической значимости планируемых результатов.
К числу ожидаемых показателей эффективности реализации настоящей Концепции по критериям социальной значимости ее результатов относятся:
увеличение продолжительности жизни, снижение младенческой смертности, инфекционных болезней лиц, принадлежащих к малочисленным народам;
улучшение показателей качества и уровня жизни малочисленных народов;
увеличение числа лиц малочисленных народов, получивших среднее (полное) общее образование, начальное и среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование;
подготовка высококвалифицированных научных и производственных кадров для видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.
К числу ожидаемых показателей эффективности реализации настоящей Концепции по критериям экономической значимости ее результатов относятся:
объемы финансирования общин малочисленных народов и других организаций, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности;
объемы средств, ежегодно предусматриваемые в окружном бюджете на поддержание устойчивого развития малочисленных народов;
объемы производства продукции и товаров, произведенных общинами малочисленных народов и другими организациями, осуществляющими виды традиционной хозяйственной деятельности;
площадь земель, используемых общинами малочисленных народов;
восстановление (реабилитация) земель, выведенных из хозяйственного оборота в результате техногенного воздействия.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru