Законодательство
Ямало-Ненецкий АО

Ямало-Ненецкий АО

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2009 г. № 1990

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ДО 2020 ГОДА

Рассмотрев Стратегию социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года, Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года (прилагается).
2. Признать утратившим силу постановление Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 ноября 2008 года № 1541 "О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года" (Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, 2008, ноябрь, № 8-1).
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Законодательного Собрания
Ямало-Ненецкого автономного округа
С.Н.ХАРЮЧИ





Утверждена
постановлением Законодательного Собрания
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 9 декабря 2009 г. № 1990

СТРАТЕГИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ДО 2020 ГОДА

ВВЕДЕНИЕ

Разработка стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа инициирована Губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа и осуществлена в соответствии с постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 8 декабря 2005 года № 301-А "О комплексе мер по разработке "Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2007 - 2012 годы и до 2020 года". Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа опирается в своих главных положениях на "Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации", подготовленную Министерством экономического развития Российской Федерации, а также на концепцию "Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации", подготовленную Министерством регионального развития Российской Федерации и одобренную Правительством Российской Федерации на заседании 30 июня 2005 года, и "Энергетическую стратегию России до 2020 года".
Ямало-Ненецкий автономный округ (далее - автономный округ) - один из стратегических регионов России. Устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации обеспечивается во многом функционированием нефтегазового сектора автономного округа. В связи с этим разработка эффективной стратегии развития автономного округа до 2020 г. имеет не только региональное, но и федеральное значение. Особую важность разработка региональных стратегий социально-экономического развития имеет в связи с необходимостью разработки долгосрочной стратегии развития России, основные ориентиры которой были определены в выступлении В.В.Путина на расширенном заседании Госсовета 8 февраля 2008 года "О стратегии развития России до 2020 года", а также в выступлении Д.А.Медведева на V экономическом форуме в городе Красноярске.
В процессе стратегического анализа социально-экономического развития автономного округа были использованы факторный, отраслевой и кластерный виды стратегического анализа. Факторный анализ позволил оценить факторы региональной конкурентоспособности. Для анализа факторов региональной конкурентоспособности использованы STEP- и SWOT-анализ. На основе отраслевого стратегического анализа определена фактическая и потенциальная конкурентоспособность отдельных отраслей экономики автономного округа. В ходе кластерного анализа разработана стратегия развития региональных кластеров.
В процессе стратегического анализа сформулированы основные проблемы эффективности функционирования региональной экономики, социальной сферы, инфраструктуры и демографии, определены ключевые риски и конкурентные преимущества социально-экономического развития автономного округа. На основе результатов анализа определены стратегически приоритетные сектора экономики.
По итогам стратегического анализа сформулированы три базовых сценария развития региона: пессимистический, наиболее вероятный и оптимистический. В рамках каждого из сценариев развития автономного округа выполнен прогноз основных социально-экономических показателей на среднесрочный - до 2012 года и долгосрочный период - до 2020 года.
Разработка стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года осуществлялась при активном участии всех ключевых представителей регионального сообщества: власти, бизнеса, населения, а также профильных научно-исследовательских организаций.
Утверждение "Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года" является важным этапом формирования системы управления социально-экономическим развитием автономного округа.

1. Общая характеристика автономного округа

1.1. Территория

Автономный округ является одним из крупнейших по территории субъектов Российской Федерации. Площадь территории автономного округа - 769,3 тыс. км2, что составляет 4,5% территории страны и 52,5% территории Тюменской области. Автономный округ входит в состав Тюменской области и Уральского федерального округа.
Территория автономного округа занимает арктическую зону Западно-Сибирской равнины, а также восточные склоны гор Полярного и Приполярного Урала. Значительную часть территории автономного округа составляют полуострова Ямал, Тазовский и Гыданский, разделенные Обской и Тазовской губами. В состав территории автономного округа также включена группа островов в Карском море (Белый, Шокальского, Вилькицкого, Неупокоева, Олений и др.). С севера на юг автономный округ протянулся на 1150 км, с запада на восток - на 1130 км.
Вся территория автономного округа относится к территории Крайнего Севера (более половины территории находится за Полярным кругом). Природно-климатические условия Крайнего Севера оказывают значительное влияние на жизнедеятельность людей, развитие всего комплекса производственной и социальной инфраструктуры.
Северная граница автономного округа (по Карскому морю и Обской губе) является государственной границей Российской Федерации. На северо-западе автономный округ граничит с Ненецким автономным округом Архангельской области, на западе - с Республикой Коми. На юге проходит граница с Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой, на востоке - с Красноярским краем и входящим в его состав Таймырским (Долгано-Ненецким) автономным округом.
Климат автономного округа характеризуется суровой продолжительной зимой (в среднем 182 - 224 дня), частым прохождением волн холода, а также циклонами, сопровождающимися сильными бурями и метелями. Суровость климата объясняется положением автономного округа в высоких широтах и близостью Северного Ледовитого океана, что проявляется в неравномерном поступлении суммарной солнечной радиации в течение года, низких зимних температурах воздуха (средняя температура января от -22°C до -26°C, средняя температура июля +4°C - +14°C) и больших годовых амплитудах температур.

]]>
│Бованенково - Харасавэй          │   130 км   │2020 год │ 4500  │        │
├─────────────────────────────────┼────────────┼─────────┼───────┼────────┤
│Сургут - Салехард (участок Надым │   330 км   │2020 год │       │ 28300  │
│- Салехард)                      │            │         │       │        │
├─────────────────────────────────┼────────────┼─────────┼───────┼────────┤
│Граница ЯНАО - Харп              │   51 км    │2020 год │       │  4717  │
├─────────────────────────────────┼────────────┼─────────┼───────┼────────┤
│Надым - Приозерный               │   246 км   │2020 год │       │ 11600  │
├─────────────────────────────────┴────────────┴─────────┴───────┴────────┤
│            Газификация населенных пунктов автономного округа            │
├─────────────────────────────────┬────────────┬─────────┬───────┬────────┤
│Капитальные вложения             │            │2012 год │       │ 16600  │
├─────────────────────────────────┼────────────┼─────────┼───────┼────────┤
│Всего                            │            │         │1983437│ 319517 │
├─────────────────────────────────┼────────────┼─────────┼───────┴────────┤
│Итого                            │            │         │    2302954     │
└─────────────────────────────────┴────────────┴─────────┴────────────────┘

9.2. Приоритетные направления
социально-экономической политики органов
государственной власти автономного округа по обеспечению
социально-экономического развития автономного округа
и решению проблем экономики и социальной сферы

1-е приоритетное направление:
улучшение условий жизни населения автономного округа, воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Первое приоритетное направление социально-экономического развития автономного округа охватывает решение двух задач: достижение высокого уровня благосостояния населения и воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Создание благоприятных условий для жизни в автономном округе подразумевает создание динамично развивающейся, сбалансированной и конкурентоспособной экономики, обеспечивающей высокий уровень благосостояния населения автономного округа, высокие стандарты качества жизни в здравоохранении, социальном обслуживании, образовании, культуре, спорте, развитую бытовую инфраструктуру и комфортное жилье.
Исполнительные органы государственной власти уделяют самое пристальное внимание воспроизводству и развитию минерально-сырьевой базы. От состояния минерально-сырьевой базы зависит развитие базового сектора экономики автономного округа и, следовательно, возможности Администрации автономного округа по решению важнейших социально-экономических задач. Ежегодно в окружном бюджете планируются средства на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Так, в 2007 году на эти мероприятия израсходовано 167 млн рублей из бюджета автономного округа. Однако в физическом выражении объемы геологоразведочных работ на территории автономного округа остаются низкими. Поэтому перед Администрацией автономного округа стоит задача - найти модель, объединяющую возможности и интересы государства, недропользователей и частных инвесторов.
2-е приоритетное направление:
совершенствование транспортной сети и логистических схем;
обеспечение устойчивого энергоснабжения в автономном округе;
охрана окружающей среды;
развитие кадрового потенциала.
Второе приоритетное направление социально-экономического развития автономного округа включает совершенствование транспортной сети и логистических схем, обеспечение устойчивого энергоснабжения в автономном округе, охрану окружающей среды и развитие кадрового потенциала. Строительство новых транспортных коридоров на территории автономного округа должно способствовать совершенствованию транспортной сети и логистических схем. Автономный округ является энергодефицитным регионом. Поэтому обеспечение устойчивого энергоснабжения автономного округа становится важнейшей задачей деятельности исполнительных органов государственной власти. Администрацией автономного округа в настоящее время инициируется принятие комплексной региональной программы по модернизации и развитию энергетики автономного округа. Это в перспективе позволит энергетике автономного округа не стать естественным ограничителем экономического роста, поскольку дешевая электроэнергия - один из ключевых факторов конкурентоспособности.
Индустриальное освоение полуострова Ямал и формирование горнодобывающего комплекса на Полярном Урале неизбежно приведут к усилению антропогенной нагрузки на окружающую среду. Поэтому важнейшим приоритетным направлением социально-экономического развития автономного округа является охрана окружающей среды. Соблюдение экологического баланса в регионе должно сопровождаться усилением приоритетной роли ресурсосбережения и экологической безопасности регионального развития. Особенно критична проблема усиления антропогенной нагрузки на окружающую среду для коренных малочисленных народов Севера. Широкомасштабное индустриальное освоение затронет территории исконной среды обитания и ведения традиционного образа жизни коренного населения Севера.
Проблема развития кадрового потенциала тесно связана с острейшей проблемой дефицита трудовых ресурсов, с которой в ближайшем будущем столкнется не только экономика региона, но и экономика России. Кадровая политика автономного округа должна фокусироваться на подготовке высококвалифицированных работников по наиболее дефицитным специальностям.
Проблема современного кадрового рынка заключается в отсутствии стратегического планирования не только на уровне предприятий, но и на уровне региона и даже страны. Практически во всех регионах с высокими темпами экономического роста наблюдается одинаковая картина на рынке труда: не хватает квалифицированных рабочих, существует переизбыток специалистов с высшим образованием гуманитарных специальностей, и в то же время наблюдается недостаток квалифицированных специалистов технических направлений. Поэтому в подготовке кадров будущего необходимо учитывать изменения, происходящие в экономике региона.
3-е приоритетное направление:
развитие малого предпринимательства.
Малый бизнес в экономике автономного округа играет недостаточно значимую роль. Поэтому развитие малого предпринимательства должно стать в рамках прогнозируемого периода времени одним из важнейших направлений социально-экономического развития территории. Развитие малого предпринимательства будет способствовать углублению диверсификации экономики, особенно в направлении развития сферы услуг.
Развитие инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства должно развиваться на основе энергосбережения и внедрения инновационных технологий. Указанные направления будут достигаться путем реализации инвестиционных программ и проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Заключительные положения

Стратегия развития автономного округа является главным стратегическим документом, определяющим основные стратегические направления социально-экономического развития автономного округа. Разрабатываемые впоследствии планы, программы, стратегии развития отраслей и муниципальных образований должны быть согласованы с выбранным стратегическим курсом развития автономного округа.
Стратегия социально-экономического развития автономного округа создает основу формирования системы управления стратегическим развитием и определяет необходимость ориентации текущей деятельности Администрации автономного округа на достижение стратегических целей развития региона.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru