АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД САЛЕХАРД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 октября 2009 г. № 300
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД САЛЕХАРД
НА 2010 - 2012 ГОДЫ
В соответствии с Положением
о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Салехард, утвержденным решением Городской Думы города Салехарда от 20 февраля 2008 года № 16, постановляю:
1. Утвердить основные направления
бюджетной и налоговой политики в муниципальном образовании город Салехард на 2010 - 2012 годы согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Опубликовать настоящее постановление в городской газете "Полярный Круг".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации города Г.Л.Скрипчака.
Глава города
А.М.СПИРИН
Приложение
к постановлению Администрации
города Салехарда
от 1 октября 2009 года № 300
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОД САЛЕХАРД НА 2010 - 2012 ГОДЫ
1. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Салехард на 2010 - 2012 годы подготовлены в соответствии с частью 2 статьи 172, статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 3.5
Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Салехард, утвержденного решением Городской Думы города Салехарда от 20 февраля 2008 года № 16.
Разработка основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Салехард (далее - город Салехард) осуществлена на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах", основных направлений налоговой политики на 2010 - 2012 годы, а также постановления
Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 июля 2009 года № 431-А "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2010 - 2012 годы".
Бюджетная и налоговая политика в городе Салехарде осуществляется с учетом проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы.
2. Итоги бюджетной политики в 2008 году
и в начале 2009 года
Формирование и исполнение бюджета города Салехарда осуществлялось в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ).
Бюджетная политика города Салехарда в 2008 - 2009 годах направлена на создание условий для обеспечения финансовой стабильности, являющейся непременным условием устойчивого роста экономики, реализацию структурных реформ и повышение благосостояния населения.
В 2008 - 2009 годах во многом благодаря впервые утвержденному трехлетнему бюджету удалось выйти на новый качественный уровень преемственности в проводимой бюджетной политике в среднесрочной перспективе.
В рамках проводимой бюджетной политики в 2008 - 2009 годах сформирована нормативно-правовая база и продолжено внедрение механизмов, направленных на повышение результативности бюджетных расходов. Начат эксперимент по внедрению метода программно-целевого бюджетного планирования, ориентированного на конечный результат.
Для этого, в частности, принято и действует распоряжение Администрации города от 15 апреля 2009 года № 323-р "Об основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования муниципального образования город Салехард с использованием программно-целевых методов бюджетного планирования и о мерах по повышению результативности бюджетных расходов".
С 2009 года участниками данного эксперимента стали ведомства образования и социальной защиты населения.
Ведется работа и разрабатывается программа мероприятий по оптимизации сети муниципальных учреждений города Салехарда, результатом которой станет сокращение учреждений бюджетной сети, а также работающих в них специалистов, деятельность которых является неэффективной, что позволит уменьшить нагрузку на бюджет города Салехарда. При этом снижение издержек в рамках проводимой работы по оптимизации сети будет проходить без падения объема, номенклатуры и качества муниципальных услуг.
В качестве меры по повышению эффективности и качества оказываемых услуг населению бюджетными учреждениями начата работа по переходу от сметного содержания учреждения к оплате оказываемой им услуги. В тех сферах, где при предоставлении муниципальных услуг могут создаваться существенные стимулы для повышения эффективности деятельности учреждений, комиссией по административной реформе в городе Салехарде будут рассматриваться вопросы о переводе таких учреждений в статус автономных.
Начиная с 2009 года и до 1 января 2012 года установлен переходный период для введения новых систем оплаты труда работникам муниципальных учреждений, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников учреждений, финансируемых за счет средств городского бюджета. До вступления в силу нормативных правовых актов Администрации города, предусматривающих внедрение в муниципальных учреждениях новых систем оплаты труда, сохранены компенсационные выплаты лицам, местом постоянной (основной) работы которых являются муниципальные учреждения.
На период до вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, указанные средства переданы в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования муниципальным учреждениям.
В 2009 году городской бюджет подвергнут корректировкам с учетом новых экономических параметров, а также планов антикризисных мер Администрации города.
В антикризисном бюджете предусмотрена необходимость полного и безусловного финансового обеспечения всех социально значимых расходов и публичных обязательств, отказ от осуществления капитальных и иных непервоочередных расходов, оптимизация бюджетных расходов. Усилены меры по противодействию обострению на рынке труда.
Одновременно с достигнутыми результатами проводимой в городе Салехарде бюджетной политики остается ряд нерешенных задач управления общественными финансами, которые необходимо решить в ближайшее время.
Переход к современной системе организации бюджетного процесса замедляется устаревшими законодательными нормами, регламентирующими осуществление муниципального финансового контроля, ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
Негативным моментом является сложившаяся практика большого количества внесения изменений в утвержденные сметы главных распорядителей и получателей средств городского бюджета.
Необходимо повышать степень ответственности главных распорядителей и получателей средств городского бюджета при составлении и исполнении городского бюджета, а также при предоставлении бюджетной отчетности.
Совершенствование механизмов разработки и реализации муниципальных целевых программ требует более тщательной и комплексной проработки. Структура мероприятий при утверждении программ не всегда достаточно просчитана, что приводит в дальнейшем к неоднократной необходимости их корректировки.
Следует активизировать работу по привлечению дополнительных источников финансирования.
Таким образом, в результате проводимой в 2008 году и начале 2009 года бюджетной политики в городе Салехарде созданы надлежащие предпосылки для адаптации бюджетной системы к изменившимся условиям, для дальнейшего повышения качества управления общественными финансами.
3. Основные направления налоговой политики
Налоговая система России в настоящее время практически сформирована. Основные меры по ее совершенствованию, повышению справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов уже осуществлены.
Важнейшим результатом проводимой налоговой реформы стало снижение налоговой нагрузки на экономику, что явилось одним из факторов экономического роста в 2003 - 2008 годах.
Основные направления налоговой политики города Салехарда на 2010 - 2012 годы направлены на повышение устойчивости экономики города и должны создавать условия для восстановления положительных темпов экономического роста и противодействия негативным эффектам экономического кризиса.
На предстоящий период приоритетами Администрации города Салехарда остаются: создание эффективной и сбалансированной налоговой и бюджетной систем, дальнейшее развитие доходной базы города, анализ доходных возможностей в условиях экономического кризиса.
Формирование доходов городского бюджета будет находиться в прямой зависимости от эффективности развития реального сектора экономики города, достижений в его различных сегментах показателей, предусматриваемых прогнозом социально-экономического развития города Салехарда, экономических результатов управления муниципальной собственностью, в том числе земельными ресурсами.
Основные направления налоговой политики города Салехарда определены с учетом преемственности базовых целей и задач налоговой политики на 2009 - 2011 годы.
В сложившейся ситуации политика управления муниципальной собственностью должна быть ориентирована на оптимизацию муниципального сектора экономики, в том числе на дальнейшее сокращение имущества, не обеспечивающего выполнение функций и полномочий муниципального образования город Салехард, а также на повышение эффективности его использования.
Развитие налогового потенциала города Салехарда должно происходить за счет создания благоприятных условий для расширения и развития негосударственного сектора экономики, в том числе малого бизнеса; увеличения доходов бюджетных учреждений от оказания платных услуг; совершенствования и улучшения качества администрирования налоговых и неналоговых доходов и, соответственно, увеличения собираемости налогов на территории города Салехарда; анализа эффективности предоставления льгот; сокращения недоимки; продолжения практики согласованных действий органов местного самоуправления с исполнительными органами государственной власти автономного округа, территориальными федеральными органами исполнительной власти по мобилизации доходов.
Налоговая политика муниципального образования, решая задачи по обеспечению благоприятных условий социально-экономического развития территории, реализуется посредством:
установления ставок и предоставления льгот по налогу на имущество физических лиц;
введения в действие, установления ставок, в рамках максимального значения, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, определения порядка, сроков уплаты и предоставления налоговых льгот по земельному налогу;
введения в действие на территории муниципального образования системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, определения видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;
определения значений факторов, влияющих на результат предпринимательской деятельности.
Развитие малого предпринимательства должно стать одним из важнейших направлений социально-экономического развития муниципального образования город Салехард, особенно в части развития сферы услуг.
В настоящее время требуется мобилизация всех резервов для пополнения городского бюджета.
Необходимо продолжить осуществлять подготовку к переходу налогообложения недвижимого имущества налогом на недвижимость, исчисляемым по рыночной стоимости объекта, взамен существующего ныне земельного налога и налога на имущество физических лиц, созданию кадастра недвижимости.
В целях формирования объективной налогооблагаемой базы по налогам особое внимание следует уделить земельным участкам под многоквартирными домами, с целью формирования таких участков и постановки их на кадастровый учет, выявлению предприятий, организаций и физических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования город Салехард без регистрации, идентификации правообладателей земельных участков.
Необходимо активизировать работу по взысканию задолженности по неналоговым платежам и списанию безнадежной к взысканию задолженности.
Необходимо продолжить совместную работу с налоговыми, регистрирующими и другими органами по улучшению администрирования налога на имущество физических лиц и земельного налога и формированию их налоговой базы.
Необходимо увеличить долю доходов городского бюджета от использования муниципального имущества и земель.
4. Основные направления бюджетной политики
Особенностью бюджетного процесса в настоящее время является высокая степень неопределенности основных показателей социально-экономического развития автономного округа, не позволяющая использовать ранее принятые показатели среднесрочного бюджетного планирования.
Особенно актуальными в сложившихся условиях становятся создание четкого и прозрачного механизма планирования бюджетных ассигнований в зависимости от достижения конкретных результатов их использования, усиление финансовой дисциплины и ответственности всех участников бюджетного процесса за его неисполнение или ненадлежащее исполнение.
Главными задачами бюджетной политики на ближайшее время должны стать обеспечение устойчивости бюджетной системы, выполнение принятых социальных обязательств государства и недопущение резкого падения уровня жизни населения.
В соответствии со сложившейся ситуацией бюджетная политика в среднесрочной перспективе должна быть направлена на решение следующих основных задач:
- исполнение принятых социальных обязательств;
- снижение нагрузки на расходную часть бюджета;
- повышение качества публичных услуг, предоставляемых гражданам;
- расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств;
- участие в федеральных (региональных) программах и проектах.
1. Исполнение принятых социальных обязательств.
Безусловное исполнение социальных обязательств должно сопровождаться повышением их адресного характера. Необходимо определить, какие именно конкретные программы социальной поддержки должны реализовываться с учетом уровня доходов получателей соответствующих средств.
При этом надо добиться большей адресности предоставления социальной помощи, услуг и льгот. Деньги должны получить те, кто не имеет возможности заработать на достойную жизнь самостоятельно и нуждается в наибольшей степени.
Средства, направляемые на социальную поддержку, не должны необоснованно распыляться среди широкого круга получателей. Несправедливо, когда государственная поддержка распространяется как на действительно нуждающихся в ней, так и на обеспеченных граждан.
Необходимо в кратчайшие сроки обеспечить реализацию мер, направленных на повышение адресности социальной помощи, на исключение из числа получателей тех, кто в ней реально не нуждается.
Одновременно следует исключить саму возможность волокиты на стадии оформления гражданами необходимых документов для получения той или иной поддержки, а в случае подобных проявлений жестко на них реагировать, обеспечить реальные гарантии поступления средств адресатам поддержки без прохождения оскорбляющих честь и достоинство граждан процедур.
2. Снижение нагрузки на расходную часть бюджета.
Необходимо закрепить режим жесткой экономии бюджетных средств. Важно четко определить приоритеты и цели использования бюджетных средств, проведя подробную и внимательную инвентаризацию бюджетных расходов в целях исключения необязательных в текущей ситуации затрат. При принятии решений о финансировании должен быть ясно определен ожидаемый эффект и установлены индикаторы, позволяющие отслеживать его достижение.
В целях оптимизации расходов городского бюджета и выявления имеющихся резервов необходимо провести мониторинг бюджетных обязательств, что будет способствовать исполнению в первоочередном порядке социальных обязательств города Салехарда.
Следует активней использовать мощный резерв экономии средств - эффективное проведение муниципальных закупок, включая проведение электронных торгов.
Целесообразно рассмотреть возможность перевода значительной части бюджетных учреждений со сметного принципа финансирования на формирование муниципальных заданий с обеспечением финансирования за счет субсидий, в том числе на основе преобразования бюджетных учреждений в автономные учреждения.
Следует продолжить последовательно внедрять в практику формирования бюджета программные подходы, добиваться в конечном счете максимально возможного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля.
Целесообразно в максимальной степени реализовать программно-целевой принцип планирования и исполнения бюджета. Основную часть бюджета должны составлять муниципальные целевые и ведомственные целевые программы.
Контроль за целевым расходованием бюджетных средств должен сопровождаться содержательным анализом достигнутых результатов.
3. Повышение качества публичных услуг, предоставляемых гражданам.
В области предоставления публичных услуг следует продолжить реализацию различных программ.
Следует внедрять современные формы предоставления медицинских, образовательных, иных социальных услуг, не бояться переходить во многих случаях от производства услуг к их приобретению в интересах граждан на конкурсном рынке, но только там, где это приводит к снижению затрат и повышению качества услуг, а не наоборот.
4. Расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств.
Расширение полномочий должно опираться не только на четкие целевые ориентиры их деятельности, но и на отлаженные бюджетные процедуры, механизмы внутреннего контроля, высокий уровень бюджетной дисциплины.
В связи с этим необходимо развивать систему мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств, в том числе и в форме докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования. Следует использовать ее результаты при оценке деятельности органов местного самоуправления и их руководителей в целях повышения их ответственности за достижение установленных показателей.
5. Участие в федеральных (региональных) программах и проектах.
Сегодня федеральные (региональные) органы государственной власти проводят политику стимулирования регионов и муниципалитетов к проведению структурных реформ в целом ряде направлений государственного и муниципального управления. Реализуются меры, направленные на смягчение последствий экономического кризиса. Требуется активное участие в федеральных (региональных) программах и проектах.