АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 2009 г. № 605-А
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
СИСТЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА 2010 - 2012 ГОДЫ"
В целях реализации Закона
Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2008 года № 121-ЗАО "О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа", дальнейшего совершенствования систем прогнозирования и стратегического планирования Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу
"Развитие системы прогнозирования и стратегического планирования социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на 2010 - 2012 годы".
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Кима А.М.
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Ю.В.НЕЕЛОВ
Утверждена
постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 11 ноября 2009 г. № 605-А
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ
ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА 2010 - 2012 ГОДЫ"
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
┌───────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────┐
│Наименование │департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа │
│субъекта │(далее - Департамент) │
│бюджетного │ │
│планирования │ │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Наименование │ведомственная целевая программа "Развитие системы │
│Программы │прогнозирования и стратегического планирования социально-│
│ │экономического развития Ямало-Ненецкого автономного │
│ │округа на 2010 - 2012 годы" (далее - Программа) │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Цели и задачи │цель: │
│ │создание условия для повышения точности прогнозирования, │
│ │качества и обоснованности стратегического планирования │
│ │социально-экономических процессов на территории Ямало- │
│ │Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ). │
│ │Задачи: │
│ │- разработка и корректировка документов
стратегического │
│ │планирования автономного округа; │
│ │- разработка системы программ
, планов и проектов, законов│
│ │и нормативных правовых актов, необходимых для реализации │
│ │комплексной программы развития социально-экономического │
│ │развития автономного округа; │
│ │- совершенствование
технической, информационной, │
│ │методической и кадровой поддержки процесса │
│ │стратегического планирования │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Целевые │количество макроэкономических показателей с точностью │
│индикаторы и │прогнозирования более 20 процентов │
│показатели │ │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Характеристика │1. Разработка законов
и нормативных правовых актов, │
│программных │необходимых в процессе стратегического планирования и │
│мероприятий │исполнения стратегических документов. │
│ │2. Выполнение научно-исследовательских работ
по: │
│ │- основным тематическим разделам
стратегии социально- │
│ │экономического развития автономного округа в целях │
│ │подготовки прогнозов и выработки стратегических │
│ │приоритетов; │
│ │- корректировке стратегии
социально-экономического │
│ │развития автономного округа; │
│ │- разработке комплексной программы
социально- │
│ │экономического развития автономного округа. │
│ │3. Формирование и поддержка баз данных
и аппаратно- │
│ │программных средств, необходимых для мониторинга и │
│ │прогнозирования социально-экономического развития │
│ │автономного округа. │
│ │4. Изготовление и распространение
типографской, видео- и │
│ │иной продукции об автономном округе и стратегических │
│ │документах автономного округа. │
│ │5. Организация и участие в форумах
, семинарах и │
│ │конференциях, посвященных стратегическому планированию. │
│ │6. Организационное, ресурсное и кадровое обеспечение
│
│ │деятельности по стратегическому планированию │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Сроки │2010 - 2012 годы │
│реализации │ │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Объемы │ │
│финансирования,│ │
│всего, │95000,0 тыс. рублей │
│в том числе: │ │
│- текущая │ │
│деятельность: │27000,0 тыс. рублей │
│- НИОКР: │68000,0 тыс. рублей │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Перечень │1. Формирование комплекса стратегических документов, │
│показателей, │предусмотренных законодательством автономного округа. │
│характеризующих│2. Количество макроэкономических показателей с точностью │
│результаты │прогнозирования более 20 процентов - 10 ед. │
│реализации │В результате реализации Программы будут исполнены │
│Программы. │основные положения Закона
автономного округа от 25 │
│Ожидаемые │декабря 2008 года № 121-ЗАО "О прогнозировании, │
│конечные │стратегическом и программном планировании социально- │
│результаты │экономического развития Ямало-Ненецкого автономного │
│реализации │округа", начнет действовать целостная система │
│Программы │стратегического планирования, позволяющая более │
│ │эффективно использовать государственные ресурсы на │
│ │развитие автономного округа и повышение благосостояния │
│ │населения автономного округа │
└───────────────┴─────────────────────────────────────────────────────────┘
I. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа
В 2009 году Указом Президента Российской Федерации была создана правовая основа стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации, представляющая собой систему концептуальных положений по формированию основных направлений внешней и внутренней политики государства.
Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, сформировавшая систему стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Таким образом, с учетом утвержденной Правительством Российской Федерации 17 ноября 2008 года Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года была образована комплексная система стратегических целей и приоритетов Российской Федерации, подлежащая реализации на всей территории России федеральными и региональными органами государственной власти.
Система стратегического планирования предполагает формирование способов и средств достижения стратегических целей устойчивого развития, в связи с чем возникла необходимость создания на территории автономного округа полноценной системы стратегического планирования и механизмов реализации установленных стратегических целей и приоритетов. Система стратегического планирования в автономном округе начала создаваться в 2008 году, когда был принят основополагающий Закон
автономного округа от 25 декабря 2008 года № 121-ЗАО "О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - Закон № 121-ЗАО). В этом же году постановлением Государственной Думы автономного округа от 14 ноября 2008 года № 1541 утверждена Стратегия
социально-экономического развития автономного округа до 2020 года и постановлением Администрации автономного округа от 18 июня 2009 года № 343-А утверждена Схема
территориального планирования автономного округа.
Законом
№ 121-ЗАО установлены основы стратегического планирования в автономном округе, система отношений и стратегических документов, посредством принятия и исполнения которых реализуются стратегические цели развития автономного округа. Создание полноценной, действующей системы стратегического планирования в автономном округе направлено на формирование долгосрочных решений и позволит:
- обеспечить стабильность в обществе;
- укрепить государственную и общественную безопасность;
- улучшить качество жизни населения;
- устойчиво развиваться экономике автономного округа;
- повысить конкурентоспособность региона.
Действующие в настоящее время в автономном округе методики прогнозирования основных макроэкономических показателей социально-экономического развития автономного округа в целях разработки проекта окружного бюджета путем индексирования и экспертных оценок не дают необходимой точности расчетов. Также недостаточно автоматизирована база данных статистических показателей, необходимая для анализа социально-экономических процессов, что затрудняет аналитическую работу.
Высокий уровень стратегического планирования на среднесрочную и долгосрочную перспективу требует внесения ежегодных корректировок в основные стратегические документы. Кроме этого, учитывая масштабность и значимость регионального стратегического пакета документов, требуется надлежащий уровень их проработки с участием научно-исследовательских институтов.
Поэтому органам власти и местного самоуправления автономного округа предстоит сформировать полноценную систему постоянного мониторинга и прогноза социально-экономического развития автономного округа, позволяющего своевременно отслеживать изменения, происходящие в мире и России, гибко и своевременно реагировать на новые вызовы времени путем внесения корректировок в стратегические документы автономного округа и последующей концентрации ресурсов на решении проблем в экономике и социальной сфере.
Создание полноценной действующей системы стратегического планирования потребует:
- создание программно-аппаратных комплексов по мониторингу и прогнозу событий в социально-экономической жизни региона с учетом событий в России и мире;
- подготовку высококвалифицированных кадров в органах государственной власти автономного округа и муниципальных образований;
- подготовку нормативно-правовой базы по формированию и исполнению стратегических документов, контроля и ответственности за их исполнение;
- привлечение научно-исследовательских институтов, экспертных организаций для формирования прогнозов и приоритетов.
Решение данных проблем на настоящем этапе наиболее эффективно может быть осуществлено в рамках ведомственной целевой программы.
II. Цели и задачи Программы
Создание целостной системы стратегического управления социально-экономическим развитием автономного округа позволит повысить качество среднесрочного и долгосрочного прогнозирования и соответственно качество, своевременность и оперативность принимаемых исполнительными органами государственной власти управленческих решений, обеспечить эффективность выполнения поставленных стратегических целей и тактических задач на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Поэтому целью Программы является создание условий для повышения точности прогнозирования, качества и обоснованности стратегического планирования социально-экономических процессов на территории автономного округа.
Задачи Программы:
1. Разработка и корректировка документов стратегического планирования автономного округа. В рамках данной задачи Департаменту необходимо осуществить:
- разработку долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов по основным тематическим разделам стратегии социально-экономического развития автономного округа;
- корректировку стратегии социально-экономического развития автономного округа, в т.ч. системы стратегических целей и важнейших направлений (приоритетов) социально-экономической политики органов государственной власти автономного округа;
- разработку комплексной программы социально-экономического развития автономного округа.
2. Разработка системы программ, планов и проектов, законов и нормативных правовых актов, необходимых для реализации комплексной программы развития социально-экономического развития автономного округа.
Действующая правовая база автономного округа в сфере стратегического планирования ограничивается принятым Законом
№ 121-ЗАО и несколькими нормативными правовыми актами. В то же время для полноценного включения в процесс всех субъектов стратегического планирования, сбора и обработки информации необходима разработка регламентов, устанавливающих соответствующие механизмы и сроки. Кроме того, реализация стратегических целей должна происходить посредством принятия документов, обязательных для исполнения и обеспечивающих выделение необходимых ресурсов.
После разработки комплексной программы социально-экономического развития автономного округа необходимо будет привести в соответствие с установленными в ней приоритетами действующие и проектируемые к разработке программы проекты и планы, формируемые в органах власти автономного округа и местного самоуправления, обеспечить ресурсное наполнение программных мероприятий.
3. Совершенствование технической, информационной, методической и кадровой поддержки процесса стратегического планирования.
Достижение стратегических целей в немалой степени будет зависеть от достоверности расчетов основных макроэкономических показателей, таких как валовой региональный продукт, индекс промышленного производства, объем инвестиции в основной капитал и другие показатели. Показатели используются для оценки общей эффективности функционирования экономики и, следовательно, для определения достигнутого успеха и состоятельности мер экономической политики, проводимой в регионе. В то же время методик прогнозирования данных показателей нет. Статистические данные поступают с опозданием в 2 года. Решение данной задачи потребует создание электронных баз данных статистики, совершенствование методики мониторинга социально-экономического развития автономного округа, а также привлечение к работе научных центров для разработки методик, повышение уровня квалификации специалистов, осуществляющих работу по стратегическому планированию в автономном округе.
III. Описание ожидаемых результатов реализации Программы
Основным критерием оценки эффективности выполнения Программы является качественная подготовка документов по стратегическому планированию социально-экономического развития.
Эффективная реализация поставленных задач позволит сформировать качественный пакет стратегических документов социально-экономического развития региона, позволяющий оценить основные проблемы эффективности функционирования региональной экономики, социальной сферы, инфраструктуры и демографии, своевременно вносить необходимые изменения в принятые стратегические документы, уточнять ключевые риски и конкурентные преимущества социально-экономического развития автономного округа.
В результате Программа позволит создать целостную систему стратегического управления социально-экономическим развитием автономного округа, позволяющую более эффективно использовать государственные ресурсы на развитие автономного округа и повышение благосостояния населения.
Целевые индикаторы и показатели Программы приведены в таблице 1
.
Таблица 1
┌───────────────────────────────────┬───────┬────────┬────────────────────┐
│ Основные показатели реализации │Единица│Удельный│ Плановый период │
│ Программы │ изме- │ вес, % ├──────┬──────┬──────┤
│ │ рения │ │ 2010 │ 2011 │ 2012 │
│ │ │ │ год │ год │ год │
├───────────────────────────────────┼───────┼────────┼──────┼──────┼──────┤
│Степень выполнения годовых │ │ │ │ │ │
│прогнозов, в том числе: │ │ │ │ │ │
├───────────────────────────────────┼───────┼────────┼──────┼──────┼──────┤
│Индекс промышленного производства │ % │ 0,30 │ 85 │ 90 │ 95 │
├───────────────────────────────────┼───────┼────────┼──────┼──────┼──────┤
│Объем инвестиций (в основной │ % │ 0,30 │ 85 │ 90 │ 95 │
│капитал) за счет всех источников │ │ │ │ │ │
│финансирования │ │ │ │ │ │
├───────────────────────────────────┼───────┼────────┼──────┼──────┼──────┤
│Среднегодовой индекс │ % │ 0,20 │ 85 │ 90 │ 95 │
│потребительских цен │ │ │ │ │ │
├───────────────────────────────────┼───────┼────────┼──────┼──────┼──────┤
│Денежные доходы населения │ % │ 0,20 │ 85 │ 90 │ 95 │
└───────────────────────────────────┴───────┴────────┴──────┴──────┴──────┘
IV. Перечень и описание программных мероприятий
1. Разработка законов
и нормативных правовых актов, необходимых в процессе стратегического планирования и исполнения стратегических документов.
Одним из основных мероприятий Программы, способствующих развитию системы прогнозирования и стратегического планирования, является разработка и совершенствование правовой базы автономного округа в сфере стратегического планирования. Развитие правовой базы будет осуществляться на протяжении всего периода реализации Программы и направлено на создание условий для качественного и своевременного составления стратегических документов.
Важным звеном в реализации стратегических приоритетов автономного округа будет являться их бюджетная обеспеченность, в связи с чем планируется участвовать в реализуемой Министерством финансов Российской Федерации Программе реформирования региональных финансов субъектов Российской Федерации.
2. Выполнение научно-исследовательских работ
. Предусматривается несколько направлений научно-исследовательских работ.
2.1. Выполнение научно-исследовательских работ
по основным тематическим разделам стратегии социально-экономического развития автономного округа в целях подготовки прогнозов и выработки стратегических приоритетов. Законом
№ 121-ЗАО предусмотрено 28 основных тематических разделов, в то же время их перечень может быть расширен при необходимости.
В целях формирования стратегических планов необходимо осуществить разработку долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов по основным тематическим разделам стратегии социально-экономического развития автономного округа в разрезе муниципальных образований в автономном округе.
2.2. Выполнение научно-исследовательских работ по корректировке
стратегии социально-экономического развития автономного округа, в т.ч. системы стратегических целей и важнейших направлений (приоритетов) социально-экономической политики органов государственной власти автономного округа, будет производиться с учетом полученных результатов по прогнозам развития ситуации по основным тематическим разделам стратегии.
Стратегия формируется для законодательного закрепления долгосрочных, качественно определенных и обоснованных направлений развития автономного округа, системы стратегических целей и важнейших направлений (приоритетов) социально-экономической политики органов государственной власти автономного округа по обеспечению социально-экономического развития автономного округа в долгосрочном периоде и решению проблем экономики и социальной сферы автономного округа. Стратегия способствует консолидации государственных, муниципальных, общественных и частных ресурсов, усилий и инициатив по развитию автономного округа.
Корректировка Стратегии
социально-экономического развития автономного округа на период до 2020 года с учетом последних изменений в общественно-политической и экономической сферах позволит более качественно подготовить Программу социально-экономического развития автономного округа до 2020 года.
2.3. Выполнение научно-исследовательских работ по разработке
комплексной программы социально-экономического развития автономного округа. Формирование программы будет осуществляться на основании скорректированной стратегии
на период до 2020 года.
Комплексная программа социально-экономического развития автономного округа представляет собой систему стратегических целей и показателей эффективности деятельности органов государственной власти автономного округа по обеспечению социально-экономического развития автономного округа, задач, которые должны быть решены для достижения закрепленных в стратегии целей, а также перечень мероприятий, направленных на решение указанных задач, представляющий собой систему программ, проектов и планов, подлежащих реализации.
3. Формирование и поддержка баз данных
и аппаратно-программных средств, необходимых для мониторинга и прогнозирования социально-экономического развития автономного округа.
Учитывая, что прогнозирование социально-экономических процессов требует анализа большого количества данных, требуется создание автоматизированных систем для хранения и эффективного использования их в процессе стратегического планирования и прогнозирования. Планируется на базе современного программно-аппаратного комплекса создать систему сбора показателей социально-экономического процесса и их последующего анализа.
4. Изготовление и распространение
типографской, видео- и иной продукции об автономном округе и стратегических документах автономного округа.
Реализация мероприятия направлена на информационное обеспечение деятельности органов власти автономного округа по стратегическому планированию, подготовку и издание документов стратегического планирования, книг, брошюр и другой типографской и видеопродукции о стратегических планах по развитию автономного округа.
5. Организация и участие в форумах
, семинарах и конференциях, посвященных стратегическому планированию.
В целях повышения информированности органов власти автономного округа о методах и результатах стратегического планирования в регионе и Российской Федерации, изменениях в федеральном законодательстве и его применении планируется участие органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в форумах, семинарах и конференциях, посвященных стратегическому планированию.
6. Организационное, ресурсное и кадровое обеспечение
деятельности по стратегическому планированию.
В целях повышения эффективности деятельности по стратегическому планированию необходимо повышение квалификации сотрудников, обучение их новейшим технологиям, развитие технической базы по подготовке информационных и презентационных материалов.
Реализация мероприятия будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Перечень программных мероприятий приведен в таблице 1
.
Таблица 1
тыс. руб.
┌────┬────────────────────────────────────┬───────┬───────┬───────┬───────┐
│ № │ Наименование программного │ 2010 │ 2011 │ 2012 │ Всего │
│п/п │ мероприятия │ │ │ │ │
├────┼────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│1. │Разработка законов и нормативных │ │ │ │ │
│ │правовых актов, необходимых в │ │ │ │ │
│ │процессе стратегического │5000,0 │ 500,0 │ 500,0 │6000,0 │
│ │планирования и исполнения │ │ │ │ │
│ │стратегических документов │ │ │ │ │
├────┼────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│2. │Выполнение научно-исследовательских │ │ │ │ │
│ │работ: │38000,0│15000,0│15000,0│68000,0│
│ │в том числе: │ │ │ │ │
├────┼────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│2.1.│по основным тематическим разделам │ │ │ │ │
│ │стратегии социально-экономического │ │ │ │ │
│ │развития автономного округа в целях │38000,0│ │ │38000,0│
│ │подготовки прогнозов и выработки │ │ │ │ │
│ │стратегических приоритетов │ │ │ │ │
├────┼────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│2.2.│по корректировке стратегии │ │ │ │ │
│ │социально-экономического развития │ │15000,0│ │15000,0│
│ │автономного округа │ │ │ │ │
├────┼────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│2.3.│по разработке комплексной программы │ │ │ │ │
│ │социально-экономического развития │ │ │15000,0│15000,0│
│ │автономного округа │ │ │ │ │
├────┼────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│3. │Формирование и поддержка баз данных │ │ │ │ │
│ │и аппаратно-программных средств, │ │ │ │ │
│ │необходимых для мониторинга и │5000,0 │5000,0 │5000,0 │15000,0│
│ │прогнозирования социально- │ │ │ │ │
│ │экономического развития автономного │ │ │ │ │
│ │округа │ │ │ │ │
├────┼────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│4. │Изготовление и распространение │ │ │ │ │
│ │типографской, видео- и иной │ │ │ │ │
│ │продукции об автономном округе и │1000,0 │1000,0 │1000,0 │3000,0 │
│ │стратегических документах │ │ │ │ │
│ │автономного округа │ │ │ │ │
├────┼────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│5. │Организация и участие в форумах, │ │ │ │ │
│ │семинарах и конференциях, │ 500,0 │ 500,0 │ 500,0 │1500,0 │
│ │посвященных стратегическому │ │ │ │ │
│ │планированию │ │ │ │ │
├────┼────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│6. │Организационное, информационное, │ │ │ │ │
│ │ресурсное и кадровое обеспечение │ 500,0 │ 500,0 │ 500,0 │1500,0 │
│ │деятельности по стратегическому │ │ │ │ │
│ │планированию │ │ │ │ │
├────┼────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│ │Итого │50000,0│22500,0│22500,0│95000,0│
└────┴────────────────────────────────────┴───────┴───────┴───────┴───────┘
V. Срок реализации Программы
Срок реализации Программы - 3 года, с 2010 года по 2012 год.
VI. Перечень имущества, приобретаемого в рамках Программы
В рамках Программы за счет средств окружного бюджета будут осуществляться научно-исследовательские работы, приобретаться программное обеспечение и аппаратные средства, подлежащие оформлению в государственную собственность автономного округа.
VII. Оценка эффективности расходования бюджетных средств
Оценка эффективности расходования бюджетных средств будет осуществляться по следующим показателям:
1) формирование полного комплекса стратегических документов, предусмотренных законодательством;
2) количество макроэкономических показателей с точностью прогнозирования более 20 процентов.