ГУБЕРНАТОР ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 13 февраля 2009 г. № 10-Р
О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
МОНИТОРИНГА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
(в ред. распоряжения
Губернатора ЯНАО
от 16.07.2009 № 79-Р)
В целях повышения качества и эффективности принимаемых нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа, на основании Закона
Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 апреля 2006 года № 13-ЗАО "О правотворчестве", постановления
Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 июня 2007 года № 930 "О Концепции мониторинга правового пространства в Ямало-Ненецком автономном округе":
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации
по проведению мониторинга нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - методические рекомендации).
(в ред. распоряжения
Губернатора ЯНАО от 16.07.2009 № 79-Р)
(см. текст в предыдущей редакции
)
2. Исполнительным органам государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа использовать методические рекомендации
при проведении мониторинга нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа по вопросам их ведения.
(в ред. распоряжения
Губернатора ЯНАО от 16.07.2009 № 79-Р)
(см. текст в предыдущей редакции
)
3. Рекомендовать органам местного самоуправления использовать методические рекомендации
при проведении мониторинга муниципальных правовых актов.
4. Опубликовать настоящее распоряжение в окружных средствах массовой информации.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, представителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Артеева А.В.
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Ю.В.НЕЕЛОВ
Утверждены
распоряжением Губернатора
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 13 февраля 2009 г. № 10-Р
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ МОНИТОРИНГА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
(в ред. распоряжения
Губернатора ЯНАО
от 16.07.2009 № 79-Р)
I. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации по проведению мониторинга нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - методические рекомендации) разработаны в соответствии с Законом
Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 апреля 2006 года № 13-ЗАО "О правотворчестве", постановлением
Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 июня 2007 года № 930 "О Концепции мониторинга правового пространства в Ямало-Ненецком автономном округе".
(в ред. распоряжения
Губернатора ЯНАО от 16.07.2009 № 79-Р)
(см. текст в предыдущей редакции
)
1.2. Основные понятия, используемые в методических рекомендациях:
мониторинг нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - мониторинг) - осуществляемая на постоянной основе систематическая деятельность субъектов правового мониторинга по сбору, анализу и обобщению информации о состоянии законов и иных нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа, осуществляемая с использованием сообщений и документов правоприменительных органов, органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, органов местного самоуправления, общественных объединений, уполномоченной специализированной экспертной организации в сфере мониторинга в целях разработки мер по повышению эффективности правотворческой деятельности;
(в ред. распоряжения
Губернатора ЯНАО от 16.07.2009 № 79-Р)
(см. текст в предыдущей редакции
)
объект мониторинга - законы Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ), постановления Губернатора автономного округа, носящие нормативный правовой характер, постановления Администрации автономного округа, носящие нормативный правовой характер, акты иных исполнительных органов государственной власти автономного округа, носящие нормативный правовой характер;
(в ред. распоряжения
Губернатора ЯНАО от 16.07.2009 № 79-Р)
(см. текст в предыдущей редакции
)
результаты мониторинга - информация об объекте мониторинга, обобщенная по единым критериям с целью выявления соответствия ее определенному стандарту;
(в ред. распоряжения
Губернатора ЯНАО от 16.07.2009 № 79-Р)
(см. текст в предыдущей редакции
)
стандарт мониторинга - совокупность критериев, позволяющих установить идеальный результат относительно объекта мониторинга;
(в ред. распоряжения
Губернатора ЯНАО от 16.07.2009 № 79-Р)
(см. текст в предыдущей редакции
)
субъект мониторинга - орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган или организация, осуществляющие мониторинг в рамках своей компетенции, закрепленной в нормативном правовом акте, уполномоченная специализированная экспертная организация в сфере мониторинга;
(в ред. распоряжения
Губернатора ЯНАО от 16.07.2009 № 79-Р)
(см. текст в предыдущей редакции
)
уполномоченная специализированная экспертная организация в сфере мониторинга - организация, созданная в целях координации и осуществления деятельности по проведению мониторинга, либо организация, которой органами государственной власти автономного округа придан статус уполномоченной специализированной экспертной организации.
(в ред. распоряжения
Губернатора ЯНАО от 16.07.2009 № 79-Р)
(см. текст в предыдущей редакции
)
1.3. Стадии проведения мониторинга:
(в ред. распоряжения
Губернатора ЯНАО от 16.07.2009 № 79-Р)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Проведение мониторинга включает в себя следующие стадии:
(в ред. распоряжения
Губернатора ЯНАО от 16.07.2009 № 79-Р)
(см. текст в предыдущей редакции
)
а) сбор информации относительно объектов мониторинга, обобщение и анализ полученной информации в соответствии с настоящими методическими рекомендациями;
(в ред. распоряжения
Губернатора ЯНАО от 16.07.2009 № 79-Р)
(см. текст в предыдущей редакции
)
б) анализ полученных результатов мониторинга для выявления соответствия их определенному стандарту (оценка объекта мониторинга);
(в ред. распоряжения
Губернатора ЯНАО от 16.07.2009 № 79-Р)
(см. текст в предыдущей редакции
)
в) разработка и представление в правотворческие органы предложений по основным направлениям правового регулирования, а также необходимых для их реализации конкретных мероприятий, в том числе проектов нормативных правовых актов.
1.4. В процессе сбора информации относительно объектов мониторинга используются данные информационных систем органов государственной власти автономного округа, статистических наблюдений, ведомственной отчетности, материалы рассмотрения дел в судах, отчеты по судебной практике, результаты самообследования, а также результаты выборочных социологических опросов граждан и юридических лиц.
(в ред. распоряжения
Губернатора ЯНАО от 16.07.2009 № 79-Р)
(см. текст в предыдущей редакции
)
1.5. Проведение обобщения и анализа информации, полученной в результате сбора данных, осуществляется по критериям, установленным для каждого направления мониторинга, указанного в пункте 1.11
настоящих методических рекомендаций.
(в ред. распоряжения
Губернатора ЯНАО от 16.07.2009 № 79-Р)
(см. текст в предыдущей редакции
)
1.6. Проведение анализа информации и определение оценки относительно объекта мониторинга осуществляется субъектом мониторинга.
(в ред. распоряжения
Губернатора ЯНАО от 16.07.2009 № 79-Р)
(см. текст в предыдущей редакции
)
1.7. Результаты мониторинга, полученные субъектом мониторинга, фиксируются в досье нормативного правового акта автономного округа.
(в ред. распоряжения
Губернатора ЯНАО от 16.07.2009 № 79-Р)
(см. текст в предыдущей редакции
)
1.8. На основании проведенного анализа и полученных оценок относительно объекта мониторинга разрабатываются предложения по совершенствованию правового регулирования, в том числе предложения по внесению изменений в действующие законы и иные нормативные правовые акты автономного округа, определяются перспективные направления совершенствования, осуществляется подготовка предложений по проектам нормативных правовых актов автономного округа.
(в ред. распоряжения
Губернатора ЯНАО от 16.07.2009 № 79-Р)
(см. текст в предыдущей редакции
)
1.9. Основными задачами мониторинга являются:
(в ред. распоряжения
Губернатора ЯНАО от 16.07.2009 № 79-Р)
(см. текст в предыдущей редакции
)
совершенствование законодательства автономного округа, повышение эффективности правотворческой деятельности;
обеспечение систематизации законодательства автономного округа;
выявление фактов несоответствия нормативных правовых актов автономного округа федеральному законодательству;
(в ред. распоряжения
Губернатора ЯНАО от 16.07.2009 № 79-Р)
(см. текст в предыдущей редакции
)
выявление коллизий между нормативными правовыми актами, входящими в нормативную правовую систему автономного округа;
определение результативности действия нормативных правовых актов автономного округа;
(в ред. распоряжения
Губернатора ЯНАО от 16.07.2009 № 79-Р)
(см. текст в предыдущей редакции
)
повышение качества правотворческой деятельности в автономном округе.
1.10. Мониторинг может проводиться в отношении одного нормативного правового акта автономного округа, в отношении отдельных нормативных предписаний нормативного правового акта автономного округа, в отношении нескольких нормативных правовых актов автономного округа, взаимосвязанных между собой по предмету регулирования или характеру регулируемых прав и обязанностей (мониторинг отраслевого законодательства или отдельных его институтов).
(в ред. распоряжения
Губернатора ЯНАО от 16.07.2009 № 79-Р)
(см. текст в предыдущей редакции
)
1.11. Мониторинг проводится по следующим основным направлениям:
(в ред. распоряжения
Губернатора ЯНАО от 16.07.2009 № 79-Р)
(см. текст в предыдущей редакции
)
1) мониторинг результативности действия нормативного правового акта автономного округа;
2) мониторинг качества нормативного правового акта автономного округа;
3) мониторинг эффективности действия нормативного правового акта автономного округа.
По решению субъекта мониторинга в отношении одного нормативного правового акта автономного округа или совокупности нормативных правовых актов автономного округа мониторинг может проводиться по всем указанным в настоящем пункте направлениям или по отдельным направлениям в зависимости от цели проводимого мониторинга и ожидаемых результатов.
(в ред. распоряжения
Губернатора ЯНАО от 16.07.2009 № 79-Р)
(см. текст в предыдущей редакции
)
II. Мониторинг результативности действия
нормативного правового акта автономного округа
2.1. Мониторинг результативности действия нормативного правового акта автономного округа (далее - мониторинг результативности) проводится в целях выявления, анализа и оценки показателей, свидетельствующих о количественных и качественных результатах действия нормативного правового акта автономного округа.
2.2. Мониторинг результативности может проводиться как в отношении основных, системообразующих нормативных правовых актов автономного округа, так и в отношении узкоспециализированных нормативных правовых актов автономного округа, цель принятия которых предопределяет основное их содержание, в том числе специализацию используемых в акте юридических, экономических и организационных средств.
2.3. К нормативным правовым актам автономного округа (их отдельным положениям), в отношении которых, как правило, проводится мониторинг результативности, относятся правовые акты, направленные на:
развитие определенной группы или системы общественных отношений, в том числе развитие определенных видов общественно полезной деятельности;
создание и обеспечение определенного правового режима действий (деятельности) субъектов, объектов или территорий;
ограничение негативных явлений в политической, экономической и социальной сферах;
выявление и пресечение различного рода нарушений законодательства автономного округа;
защиту и (или) охрану определенных общественных отношений, лиц, объектов или территорий;
создание условий для эффективного функционирования определенных систем, органов, прав или полномочий;
достижение иных целей, определение которых невозможно без проведения мониторинга.
По решению субъекта мониторинга мониторинг результативности может быть проведен в отношении иных нормативных правовых актов автономного округа.
(в ред. распоряжения
Губернатора ЯНАО от 16.07.2009 № 79-Р)
(см. текст в предыдущей редакции
)
2.4. Индикаторами результативности действия нормативного правового акта автономного округа могут выступать:
а) категории или состав лиц, реализовавших в соответствии с нормативным правовым актом автономного округа свои права, обязанности, полномочия;
б) организационные формы деятельности отдельных категорий субъектов, органов, должностных лиц;
в) соблюдение ограничений и запретов, предусмотренных нормативным правовым актом автономного округа;
г) виды и характеристика дел, актов, решений, принятых и рассмотренных уполномоченными должностными лицами и органами;
д) характер выявленных и пресеченных нарушений, состав лиц, привлеченных к определенным видам юридической ответственности или освобожденных от ответственности;
е) характер обращений граждан и организаций по поводу реализации своих прав и обязанностей;
ж) экономические и финансовые результаты деятельности определенных органов и организаций, иных субъектов правоотношений;
з) характер юридических споров, возникших в связи с применением нормативного правового акта автономного округа;
и) иные обстоятельства, определяемые содержанием нормативного правового акта автономного округа и теми общественными отношениями, которые он регулирует.
2.5. Субъект мониторинга при установлении индикаторов результативности нормативного правового акта руководствуется следующими критериями:
(в ред. распоряжения
Губернатора ЯНАО от 16.07.2009 № 79-Р)
(см. текст в предыдущей редакции
)
а) цель принятия нормативного правового акта автономного округа;
б) предмет правового регулирования, в том числе сфера или область общественных отношений, регулируемых нормативным правовым актом;
в) задачи и принципы правового регулирования общественных отношений, предусмотренные нормативным правовым актом автономного округа (если имеются);
г) вид мониторинга (плановый или оперативный);
(в ред. распоряжения
Губернатора ЯНАО от 16.07.2009 № 79-Р)
(см. текст в предыдущей редакции
)
д) характер прав, свобод, обязанностей или полномочий, реализуемых участниками правоотношений;
е) временная продолжительность действия нормативного правового акта автономного округа;
ж) правовое положение органов власти, осуществляющих правоприменительную деятельность на основании нормативного правового акта автономного округа;
з) системные взаимосвязи нормативного правового акта автономного округа с вышестоящими по юридической силе нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами, принятыми в целях конкретизации и детализации положений нормативного правового акта автономного округа;
и) предметное или тематическое назначение мониторинга законодательства автономного округа;
к) иными критериями, оказывающими влияние на выбор показателей результативности действия нормативного правового акта автономного округа.
2.6. Индикаторы результативности действия нормативного правового акта автономного округа (далее - индикаторы результативности) могут быть подразделены на основные и дополнительные в зависимости от существенности их влияния на оценку результативности правового регулирования и характера (объема) воздействия на права, обязанности и законные интересы участников общественных отношений (статус индикатора).
2.7. Индикаторы результативности формируются по следующим группам:
а) социальные индикаторы - предназначены для выявления социального статуса субъектов правоотношений, возникающих на основе нормативного правового акта автономного округа, их численности, характера выполняемых ими социальных функций или реализуемых социальных прав - например, социальный и профессиональный состав граждан, привлеченных к административной ответственности за нарушение законодательства автономного округа;
б) экономические индикаторы - предназначены для выявления экономической и финансовой результативности нормативного правового акта автономного округа, в том числе расходов на реализацию предусмотренных им нормативных предписаний, объема финансовых и иных экономических расходов, которые несут субъекты правоотношений;
в) экологические индикаторы - предназначены для выявления состояния защищенности объектов окружающей природной среды, эффективности природопользования и функционирования особо охраняемых природных территорий;
г) конституционно-политические индикаторы - предназначены для выявления результативности функционирования институтов государственной власти и органов местного самоуправления, конституционных прав граждан на участие в управлении государством, политических прав и свобод граждан и организаций;
д) организационные индикаторы - предназначены для выявления результативности создания и функционирования организационно-структурных форм и механизмов реализации нормативного правового акта автономного округа, в том числе организационных основ реализации отдельных государственных функций и полномочий - например, работа комиссий по урегулированию конфликтов интересов или проведение служебных проверок на государственной гражданской службе автономного округа;
е) административные индикаторы - предназначены для оценки результативности нормативных предписаний, регулирующих административные процедуры деятельности государственных гражданских служащих автономного округа, муниципальных служащих, порядок подготовки и принятия ими управленческих решений - например, доля решений должностного лица, принятых с нарушением установленного административным регламентом срока; основания, по которым должностное лицо отказало в удовлетворении заявлений граждан;
ж) юридические индикаторы - предназначены для оценки результативности нормативных предписаний, регулирующих разрешение юридических споров, а также непосредственно направленных на установление порядка возникновения, изменения или прекращения определенных правоотношений или реализацию прав и обязанностей граждан и организаций.
2.8. Социальные индикаторы подлежат определению и выявлению при мониторинге результативности действия нормативных правовых актов в следующих сферах и областях:
(в ред. распоряжения
Губернатора ЯНАО от 16.07.2009 № 79-Р)
(см. текст в предыдущей редакции
)
здравоохранение, в том числе оказания медицинской помощи и медицинского страхования;
образование;
наука и научно-техническая политика;
культура, в том числе библиотечное и музейное дело, сохранение объектов культурного наследия, архивные фонды, национально-культурные автономии, народные художественные промыслы;
физическая культура, спорт и туризм;
средства массовой информации;
социальная защита населения и оказание мер социальной поддержки;
защита прав несовершеннолетних, опека и попечительство;
охрана труда;
защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
2.9. Экономические индикаторы подлежат определению и выявлению при мониторинге результативности действия нормативных правовых актов в следующих сферах и областях:
(в ред. распоряжения
Губернатора ЯНАО от 16.07.2009 № 79-Р)
(см. текст в предыдущей редакции
)
материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности органов государственной власти автономного округа и государственных учреждений автономного округа;
развитие субъектов малого и среднего предпринимательства;
предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий;
реализация программ социально-экономического развития автономного округа, окружных целевых программ;
организации и развития транспорта и транспортного обслуживания, относящегося к ведению автономного округа;
организации и осуществления окружных научно-технических и инновационных программ и проектов;
организации и осуществления инвестиционных проектов;
налоги;
управление государственным имуществом автономного округа;
бюджетный процесс;
градостроительство и архитектура;
тарифно-ценовое регулирование.
2.10. Экологические индикаторы подлежат определению и выявлению при мониторинге результативности действия нормативных правовых актов в следующих сферах и областях:
(в ред. распоряжения
Губернатора ЯНАО от 16.07.2009 № 79-Р)
(см. текст в предыдущей редакции
)
предупреждение чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий;
охрана окружающей природной среды и экологическая безопасность;
особо охраняемые природные территории;
земельное законодательство;
недропользование;
защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера;
правовое регулирование в области лесных отношений;
использование отдельных видов природных ресурсов.
2.11. Конституционно-политические индикаторы подлежат определению и выявлению при мониторинге результативности действия нормативных правовых актов в следующих сферах и областях:
(в ред. распоряжения
Губернатора ЯНАО от 16.07.2009 № 79-Р)
(см. текст в предыдущей редакции
)
организация деятельности органов государственной власти автономного округа;
организация деятельности органов местного самоуправления;
правовое регулирование государственной гражданской службы автономного округа и муниципальной службы;
реализация избирательных прав жителями автономного округа;
административно-территориальное устройство автономного округа;
определение границ муниципальных образований, определение статуса муниципальных образований.
2.12. Организационные и административные индикаторы подлежат определению и выявлению при мониторинге результативности действия нормативных правовых актов, регулирующих:
(в ред. распоряжения
Губернатора ЯНАО от 16.07.2009 № 79-Р)
(см. текст в предыдущей редакции
)
организацию деятельности органов государственной власти автономного округа, иных государственных органов, органов местного самоуправления;
правовое положение отдельных видов государственных и муниципальных органов;
государственную гражданскую и муниципальную службу;
порядок осуществления государственного регионального и муниципального контроля и надзора;
административные процедуры осуществления государственных полномочий и оказания государственных услуг;
порядок реализации гражданами и организациями прав, обязанностей и законных интересов во взаимодействии с органами власти;
эффективность и результативность деятельности лиц, замещающих государственные должности автономного округа, и государственных гражданских служащих автономного округа, выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы.
2.13. Индикаторы результативности должны формироваться таким образом, чтобы отражать основные, существенные характеристики нормативного правового акта автономного округа, непосредственно связанные с целью его принятия.
2.14. В отношении каждого индикатора результативности определяются показатели, основное предназначение которых состоит в оценке достижения индикатором определенного значения (качественно или количественно отображаемый индикатор). У одного индикатора результативности может быть один или несколько показателей, объективно раскрывающих содержание индикатора.
Например, такой индикатор результативности закона автономного округа о государственной гражданской службе как "Проведение служебных проверок" может иметь следующие показатели:
основания проведения служебных проверок;
количество проведенных служебных проверок;
результаты проведенных служебных проверок.
2.15. При проведении мониторинга результативности действия нормативного правового акта автономного округа субъект мониторинга составляет нормативно-техническое задание на проведение мониторинга, в котором указываются:
(в ред. распоряжения
Губернатора ЯНАО от 16.07.2009 № 79-Р)
(см. текст в предыдущей редакции
)
а) объекты мониторинга результативности - нормативный правовой акт автономного округа, его отдельные положения, совокупность нормативных правовых актов автономного округа или их отдельных положений;
б) исчерпывающий перечень индикаторов результативности, которые необходимо выявить и оценить;
в) статус каждого индикатора (основной или дополнительный);
г) группы, к которым относятся индикаторы результативности;
д) показатели каждого индикатора результативности с указанием порядка измерения показателя (в количественных или качественных величинах);
е) временной период, в котором выявляются и представляются для мониторинга те или иные показатели индикатора результативности;
ж) источники и (или) средства получения данных о показателях индикаторов результативности;
з) при необходимости сравнения показателей результативности нормативного правового акта автономного округа за определенный период времени - временные интервалы, в которых происходит выявление и сравнение соответствующих индикаторов и их показателей.
2.16. Средствами выявления показателей индикаторов результативности являются:
а) данные социологических опросов;
б) информация правоприменительных органов;
в) служебная информация органов государственной власти и органов местного самоуправления;
г) акты специальных проверочных, в том числе контрольных и надзорных мероприятий;
д) данные государственной статистики;
е) иные средства, позволяющие получить информацию о результативности действия нормативного правового акта автономного округа.
2.17. Оценка результатов мониторинга результативности действия нормативного правового акта автономного округа производится в два этапа.
На первом этапе производится оценка каждого индикатора результативности, а на втором этапе - производится итоговая оценка результативности нормативного правового акта автономного округа.
2.18. Оценка индикатора результативности производится по следующим критериям:
]]>