ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАДЫМСКИЙ РАЙОН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2007 г. № 1041
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ
ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОГО ПРИЕМА ГРАЖДАН
В АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАДЫМСКИЙ РАЙОН
В целях обеспечения реализации конституционных прав граждан на обращение в органы местного самоуправления, определения порядка рассмотрения обращений граждан и организации личного приема граждан в Администрации муниципального образования Надымский район, в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации", Законом
Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 марта 2007 года № 24-ЗАО "Об обращениях граждан" постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение
о порядке рассмотрения обращений граждан и организации личного приема граждан в Администрации муниципального образования Надымский район.
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Рабочий Надыма".
Глава муниципального образования Надымский район
Л.И.ЗАХАРОВ
Утверждено
постановлением главы
муниципального образования Надымский район
от 30 октября 2007 года № 1041
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН
И ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОГО ПРИЕМА ГРАЖДАН
В АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАДЫМСКИЙ РАЙОН
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о порядке рассмотрения обращений граждан и организации личного приема граждан в Администрации муниципального образования Надымский район (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации", Законом
Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 марта 2007 года № 24-ЗАО "Об обращениях граждан".
Положение регулирует правоотношения, связанные с реализацией права жителей муниципального образования Надымский район на индивидуальные и коллективные обращения в Администрацию муниципального образования Надымский район (далее - Администрация района), устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан должностными лицами и порядок ведения делопроизводства по обращениям граждан в Администрации района.
1.2. Порядок рассмотрения обращений граждан, установленный настоящим Положением, распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлен специальный порядок рассмотрения.
1.3. Установленный настоящим Положением порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
1.4. Работу, связанную с учетом и организацией рассмотрения письменных и устных обращений граждан, поступающих в адрес Главы муниципального образования Надымский район (далее - Глава района), его первого заместителя и заместителей, в Администрации района выполняет управление обращений и защиты прав граждан Администрации района во взаимодействии со структурными подразделениями Администрации района.
Делопроизводство по обращениям граждан в Администрации района ведется отдельно от других видов делопроизводства.
1.5. Используемые в настоящем Положении основные термины применяются в значениях, используемых в Федеральном законе от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации", Законе
Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 марта 2007 года № 24-ЗАО "Об обращениях граждан".
2. Право граждан на обращение
2.1. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно, не нарушая права и гражданские свободы других лиц.
2.2. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные письменные обращения в Администрацию района либо должностным лицам Администрации района. Форма обращения выбирается гражданами самостоятельно.
2.3. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
3. Права гражданина при рассмотрении обращения
и гарантии безопасности гражданина
в связи с рассмотрением его обращения
3.1. При рассмотрении обращения Администрацией района или ее должностными лицами гражданин имеет право:
3.1.1. Знакомиться с документами и материалами, имеющими значение для рассмотрения обращения в качестве доказательств, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Процедура ознакомления заявителя с документами и материалами обращения производится в управлении обращений и защиты прав граждан в присутствии специалистов управления в рабочее время.
3.1.2. Представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании.
3.1.3. Получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в п. 7.1
настоящего Положения, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
3.1.4. Обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
3.1.5. Обращаться с жалобой на принятое по его обращению решение или на действие (бездействие) должностных лиц в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.2. Гражданину в связи с рассмотрением его обращения в Администрацию района или к должностному лицу гарантируется неразглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов.
3.3. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в Администрацию района или к должностному лицу с критикой их деятельности либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.
4. Требования к письменным обращениям
4.1. Письменное обращение должно содержать:
- сведения о фамилии, имени, отчестве гражданина, его месте жительства, работы или учебы, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресации обращения,
- наименование органа местного самоуправления (Администрации муниципального образования Надымский район) либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица или его должность (Глава муниципального образования Надымский район, первый заместитель Главы района, заместитель Главы района и т.д.).
В письменном обращении гражданин излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату, в случае необходимости в подтверждение своих доводов к письменному обращению прилагает документы и материалы либо их копии.
4.2. Обращение, поступившее в Администрацию района или к должностному лицу электронной почтой, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Положением для рассмотрения письменных обращений граждан.
5. Направление и регистрация письменных обращений
5.1. Гражданин направляет письменное обращение, оформленное в порядке, установленном п. 4.1
настоящего Положения, в Администрацию района либо в структурное подразделение или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
5.2. Письменное обращение, поступившее в Администрацию района или должностному лицу, подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления.
Все поступающие в адрес Главы района и его заместителей письменные обращения граждан принимаются, учитываются и регистрируются в управлении обращений и защиты прав граждан Администрации района. Поступившему документу присваивается регистрационный номер, заполняется электронная карточка учета писем граждан, в которую вносятся сведения о фамилии, имени, отчестве гражданина, его месте жительства, работы или учебы. Составляется аннотация на обращение, аннотация должна быть четкой, краткой, отражать содержание всех вопросов, поставленных в обращении. Обращение проверяется на повторность.
5.3. Письма граждан с пометкой "лично" после прочтения адресатом в случае, если в них ставятся вопросы, требующие официальных ответов, передаются на регистрацию в управление обращений и защиты прав граждан Администрации района в установленном порядке.
5.4. Письма, переданные Главе района при встречах с населением района, регистрируются в порядке, предусмотренном п. 5.2
настоящего Положения.
5.5. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Администрации района, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина о переадресации его обращения, за исключением случая, указанного в пункте 7.3
настоящего Положения.
5.6. Запрещается направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, действия которых обжалуются.
5.7. В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным п. 5.6
настоящего Положения, невозможно направить жалобу на рассмотрение должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующее решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.
5.8. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращений в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
6. Организация работы с обращениями граждан
6.1. Обращение, поступившее в Администрацию района или ее должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
6.2. В случае необходимости поступившее в адрес руководства Администрации района обращение может быть рассмотрено с выездом на место.
6.3. Администрация района и ее должностные лица:
- обеспечивают необходимые условия для своевременного эффективного рассмотрения обращения граждан должностными лицами, правомочными принимать решения от имени соответствующего органа;
- запрашивают необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других органах и у других должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
- принимают обоснованное решение по существу поставленных в каждом обращении вопросов, обеспечивают выполнение этих решений;
- принимают меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
- своевременно сообщают гражданам о решениях, принятых по обращениям, в случае их отклонения указывают мотивы отклонения, по просьбам граждан разъясняют порядок обжалования принятых решений;
- уведомляют гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой орган или иному должностному лицу, в соответствии с их компетенцией.
6.4. Учет, регистрация, контроль за ходом рассмотрения обращения осуществляются управлением обращений и защиты прав граждан Администрации района с использованием программных средств.
6.5. Зарегистрированные письменные обращения граждан передаются Главе района либо его первому заместителю, заместителям, в соответствии с их компетенцией, для рассмотрения и вынесения резолюций.
6.6. Глава района либо его первый заместитель, заместители в тексте резолюции назначают исполнителя (исполнителей), дают поручения по существу вопроса.
Поручения (резолюции) пишутся в произвольной форме, с четкими и конкретными указаниями по существу вопросов, поставленных в обращениях граждан. Если исполнителю поручается дать ответ заявителю, то в резолюции должно быть указано: "...дать ответ заявителю". В случае, когда ответ дается за подписью должностного лица Администрации района, на имя которого было направлено обращение гражданина, в поручении исполнителю пишется: "...подготовить проект ответа заявителю".
6.7. Обращения граждан с поручениями Главы района либо его первого заместителя, заместителей в течение трех дней со дня регистрации возвращаются в управление обращений и защиты прав граждан Администрации района для внесения в электронную базу данных резолюций и передачи копий обращений граждан исполнителям.
6.8. Если поручение по обращению дано нескольким должностным лицам, а ответственный исполнитель не выделен, то ответственным по рассмотрению обращения является исполнитель, указанный в резолюции первым.
6.9. Ответственный исполнитель готовит проект ответа заявителю.
6.10. Исполнители поручения обязаны предоставить для ответственного исполнителя документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения.
6.11. Не разрешается передача материалов обращений из одного подразделения в другое, а также передача проектов ответов на подпись Главе района или его первому заместителю, заместителям, минуя управление обращений и защиты прав граждан Администрации района.
6.12. Проект ответа, со всеми относящимися к обращению материалами, передается в управление обращений и защиты прав граждан Администрации района.
6.13. Ответы должны содержать конкретную и четкую информацию по всем вопросам, поставленным в обращении граждан.
Если дается промежуточный ответ, то указывается срок окончательного решения поставленного вопроса.
Ответы, подготовленные на основании правовых документов, должны содержать реквизиты этих документов с указанием даты и наименования.
Ответ на коллективное обращение отправляется на имя первого подписавшего его лица, если в письме не оговорено конкретное лицо, кому надлежит дать ответ.
Ответ на обращение, поступившее в адрес Администрации района по электродной почте, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении. Обращения, в которых указан только адрес электронной почты без указания фамилии и почтового адреса автора, рассмотрению не подлежат.
6.14. Обращения граждан, копии ответов на них и документы, связанные с их разрешением, а также документы по личному приему граждан формируются управлением обращений и защиты прав граждан Администрации района в дело в соответствии с утвержденной номенклатурой дел Администрации района.
Документы в делах располагаются в хронологическом порядке. Каждое предложение, заявление, жалоба и все документы по их рассмотрению и разрешению составляют в деле самостоятельную группу.
При формировании дел управлением обращений и защиты прав граждан проверяется правильность расположения документов в деле, их полнота (комплектность). Неразрешенные предложения, заявления и жалобы граждан, а также неправильно оформленные документы подшивать в дело запрещается.
7. Порядок рассмотрения отдельных видов обращений
7.1. В случае, если в письменном обращении не указана фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
7.2. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
7.3. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, обращение не подлежит направлению на рассмотрение и ответ на него не дается. Заявителю об этом сообщается, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
7.4. Должностные лица Администрации района при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные, оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью или имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
7.5. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, Глава района либо его первый заместитель, заместители вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в Администрацию района. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
7.6. В случае, если ответ по существу поставленного вопроса в обращении не может быть дан без разглашения сведений, составляющих охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений. Главой района либо его первым заместителем, заместителями принимается решение о направлении обращения для формирования в дело.
7.7. Письменные обращения с просьбой о личном приеме граждан Главой района, его первым заместителем, заместителями рассматриваются как обычные обращения. Авторам обращений письменно сообщается о порядке работы управления обращений и защиты прав граждан Администрации района, график личного приема Главы района, его первого заместителя, заместителей и других должностных лиц Администрации района.
7.8. Обращения граждан, поступившие из Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Аппарата Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа и средств массовой информации, передаются на рассмотрение Главе района и рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Положением.
8. Сроки рассмотрения обращений
8.1. Обращения граждан, поступившие в Администрацию района либо в структурное подразделение или должностным лицам, рассматриваются в течение 30 дней со дня их регистрации, если иной срок (меньший) для рассмотрения не установлен Главой района либо его первым заместителем, заместителями.
8.2. В тех случаях, когда для разрешения обращений необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов, направление запросов либо принятие других мер, сроки рассмотрения обращений могут быть в порядке исключения продлены Главой района либо уполномоченным на то должностным лицом не более чем на 30 дней с уведомлением об этом заявителя и обоснованием необходимости продления срока.
9. Работа с обращениями граждан, поставленными на контроль
9.1. Обращения граждан, в которых содержатся вопросы, имеющие большое общественное значение, сообщается о конкретных нарушениях законных прав и интересов граждан, переданные Главе района или его первому заместителю, заместителям при их встречах с населением города, а также поступившие из Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Аппарата Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, как правило, ставятся на контроль (далее - контрольные обращения).
9.2. На контрольных обращениях управлением обращений и защиты прав граждан делается отметка "на контроле". Контроль за ходом и сроками рассмотрения осуществляется управлением обращений и защиты прав граждан Администрации района с применением средств программного обеспечения.
9.3. Ответственный исполнитель в установленные сроки рассматривает контрольное обращение, информирует о результатах Главу района, его первого заместителя, заместителей, подготавливает проект ответа заявителю.
Если в письмах вышестоящих государственных органов власти содержатся просьбы проинформировать их о результатах рассмотрения обращений граждан, то ответственный исполнитель готовит ответ в два адреса.
9.4. Обращение считается исполненным и снимается с контроля, когда заявителю направлен ответ, в котором даны разъяснения по всем поставленным в его обращении вопросам.
Письменные обращения, на которые даются промежуточные ответы, с контроля не снимаются. Контроль завершается только после принятия исчерпывающих мер по разрешению предложения, заявления, жалобы. Решение о снятии с контроля принимают Глава района или его первый заместитель, заместители.
9.5. Требования к содержанию и оформлению ответов (справок) на контрольные обращения:
- ответы должны содержать конкретную и четкую информацию по всем вопросам, поставленным в обращениях граждан;
- если сроки рассмотрения продлены, то должны быть указаны причины и окончательная дата рассмотрения, по истечении которой будет дополнительно сообщено о результатах рассмотрения;
- ответ заявителю подписывается Главой района или тем должностным лицом, в компетенции которого находится рассмотрение обращения гражданина. Ответы на обращения граждан к Главе района, на которые вынесена резолюция: "подготовить ответ заявителю", даются за подписью первого заместителя или заместителя Главы района, которому было поручено подготовить ответ заявителю.
10. Организация работы по личному приему граждан
10.1. Личный прием граждан в Администрации района осуществляют Глава района, его первый заместитель, заместители, руководители структурных подразделений и иные уполномоченные на то должностные лица Администрации района.
График личного приема граждан в Администрации района составляется начальником управления обращений и защиты прав граждан Администрации района по согласованию с Главой района, его первым заместителем, заместителями и утверждается распоряжением Главы района.
Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан через средства массовой информации.
10.2. Запись на прием к Главе района и его заместителям осуществляется управлением обращений и защиты прав граждан Администрации района в соответствии с "Графиком личного приема граждан Главой муниципального образования Надымский район и его заместителями" ежедневно, кроме выходных и праздничных дней. В случае, если гражданин обращается с вопросом, не относящимся к компетенции Администрации района, ему рекомендуется обратиться в государственные органы, учреждения, организации, в компетенцию которых входит рассмотрение данного вопроса.
10.3. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.
10.4. Порядок рассмотрения устных обращений, уведомления заявителей о результатах их рассмотрения, формирования материалов в дело устанавливается такой же, как для письменных обращений.
10.5. На каждое обращение специалистом управления обращений и защиты прав граждан Администрации района оформляется учетная карточка личного приема гражданина установленного образца, в которую заносятся сведения о фамилии, имени, отчестве гражданина, его месте жительства, работы или учебы, содержание обращения гражданина, а также резолюция ведущего прием с поручением должностным лицам, ответственным за рассмотрение вопроса. При необходимости гражданам предлагается изложить суть вопроса в письменном виде. Письменное обращение в этом случае регистрируется и рассматривается в установленном порядке, а в карточке делается отметка "оставлено заявление" и дата регистрации.
В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
10.6. При повторных обращениях специалист управления обращений и защиты прав граждан Администрации района подбирает материалы по предыдущим обращениям заявителя.
10.7. При необходимости на личный прием могут приглашаться руководители, специалисты структурных подразделений Администрации района, в компетенции которых находится рассмотрение поставленных гражданином вопросов.
10.8. Контроль за исполнением поручений по устным обращениям осуществляется управлением обращений и защиты прав граждан Администрации района.
10.9. Подготовленные исполнителем проекты ответов на обращения граждан направляются для ознакомления и подписания должностному лицу, осуществлявшему прием.
10.10. Должностное лицо не вправе перепоручить подчиненному вести прием граждан вместо себя. В случаях, когда должностное лицо не может провести прием в установленный графиком день, прием переносится на другую дату с оповещением граждан о переносе.
10.11. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
11. Хранение материалов по обращениям граждан
11.1. Управление обращений и защиты прав граждан Администрации района осуществляет хранение и использование в справочных и иных целях предложений, заявлений и жалоб граждан. Хранение дел у исполнителей запрещается.
Ответственность за сохранность документов по обращениям граждан возлагается на начальника управления обращений и защиты прав граждан.
11.2. Устанавливается пятилетний срок хранения обращений граждан и документов, связанных с их рассмотрением и разрешением. В необходимых случаях может быть принято решение об увеличении срока хранения или о постоянном хранении обращений граждан.
11.3. Решение об увеличении сроков хранения документов по обращениям граждан и отбор их для длительного или постоянного хранения принимает первый заместитель Главы района.
11.4. По истечении установленных сроков хранения документы по предложениям, заявлениям и жалобам граждан подлежат уничтожению в соответствии с действующим законодательством.
12. Контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений
12.1. Администрация района, Глава района и должностные лица Администрации района осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют их содержание, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав и законных интересов граждан.
12.2. Лица, виновные в нарушении порядка рассмотрения обращений граждан, изложенного в настоящем Положении, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
13. Возмещение причиненных убытков и взыскание
понесенных расходов при рассмотрении обращений граждан
13.1. Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) Администрации района, Главы района, должностных лиц Администрации района при рассмотрении обращения по решению суда.
13.2. В случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения Администрацией района или ее должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.