11 февраля 2004 года | N 5-ЗАО |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ямало-Ненецкий автономный округ
ЗАКОН
О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО
АВТОНОМНОГО ОКРУГА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
Принят Государственной Думой
Ямало-Ненецкого автономного
округа 28 января 2004 года
(в ред. Законов ЯНАО от 16.12.2004 № 106-ЗАО
,
от 10.01.2007 № 15-ЗАО
, от 26.05.2009 № 34-ЗАО
,
от 25.09.2009 № 69-ЗАО
)
Настоящий Закон определяет общие организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
(в ред. Закона
ЯНАО от 25.09.2009 № 69-ЗАО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, имеющих межмуниципальный и региональный характер.
(преамбула в ред. Закона
ЯНАО от 10.01.2007 № 15-ЗАО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, пожара, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, в том числе гибель оленей и уничтожение рыбных запасов.
(в ред. Закона
ЯНАО от 25.09.2009 № 69-ЗАО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Защита населения и территорий - комплекс взаимосвязанных по целям, времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, а также максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуется - РСЧС) - совокупность органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение задач в области защиты населения и территорий.
(в ред. Закона
ЯНАО от 26.05.2009 № 34-ЗАО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Авария - опасное происшествие на промышленном объекте или на транспорте, создающее угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению производственных помещений и сооружений, повреждению или уничтожению оборудования, механизмов, транспортных средств, сырья и готовой продукции, к нарушению производственного процесса и нанесению ущерба окружающей среде.
Катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы или ущерб здоровью людей, разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах или нанесшая серьезный ущерб окружающей среде.
Потенциально опасный объект - объект, на котором используются, производятся, перерабатываются, хранятся или транспортируются радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.
(в ред. Закона
ЯНАО от 10.01.2007 № 15-ЗАО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Потенциально опасные объекты подразделяются на классы по степени опасности в зависимости от масштабов прогнозируемых чрезвычайных ситуаций в соответствии с федеральным законодательством.
Объект жизнеобеспечения - объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и энергоснабжения, гидротехнические сооружения.
Декларация промышленной безопасности - документ, отражающий всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.
Нормативные документы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - нормативные правовые и нормативно-технические акты, стандарты, нормы и правила, содержащие требования в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также смягчения их последствий.
Служба спасения - самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, создаваемая или привлекаемая на договорной основе органами местного самоуправления, предназначенная для проведения поисковых и аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования, оснащенная специальными техникой, оборудованием, снаряжением, основу которой составляют спасатели, подготовленные и аттестованные на проведение аварийно-спасательных работ.
(в ред. Закона
ЯНАО от 10.01.2007 № 15-ЗАО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Опасный производственный объект - предприятие или его цех, участок, площадка, а также иной производственный объект, в отношении которого правовое регулирование осуществляется Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
(абзац введен Законом
ЯНАО от 10.01.2007 № 15-ЗАО)
Статья 2. Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий автономного округа от чрезвычайных ситуаций
Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий автономного округа от чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава
(Основного закона) автономного округа, настоящего Закона, иных нормативных правовых актов автономного округа, органов местного самоуправления.
Статья 3. Окружная подсистема РСЧС
1. Окружная подсистема РСЧС является территориальной подсистемой РСЧС, предназначенной для организации работы по защите населения и территорий автономного округа от чрезвычайных ситуаций, и состоит из муниципальных звеньев, соответствующих административно-территориальному делению автономного округа. Это централизованная система защиты населения и территорий автономного округа от чрезвычайных ситуаций, организованная по территориально-производственному принципу, при котором планирование и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется как по линии органов государственной власти автономного округа и местного самоуправления, так и через организации, осуществляющие производственную и хозяйственную деятельность.
2. Окружная подсистема РСЧС объединяет органы управления, силы и средства окружного подчинения, включая силы и средства гражданской обороны, в порядке, установленном федеральным законодательством, органов местного самоуправления, организаций, расположенных на территории автономного округа, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
(в ред. Закона
ЯНАО от 16.12.2004 № 106-ЗАО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
3. Организация, состав сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны, порядок функционирования окружной подсистемы РСЧС определяются
положением
об окружной подсистеме РСЧС, утверждаемым постановлением администрации автономного округа. Общее руководство окружной подсистемой РСЧС осуществляет Губернатор автономного округа, а муниципальными звеньями - органы местного самоуправления муниципальных образований.
(в ред. Законов ЯНАО от 16.12.2004 № 106-ЗАО
, от 10.01.2007 № 15-ЗАО
)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Статья 4. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
1. В целях координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в области обеспечения жизнедеятельности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров при Администрации автономного округа создается постоянно действующая комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Положение о комиссии и ее персональный состав утверждаются постановлением администрации автономного округа. Решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, принимаемые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, расположенных на территории автономного округа либо имеющих на территории автономного округа потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения.
(в ред. Закона
ЯНАО от 10.01.2007 № 15-ЗАО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
2. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности создаются также при органах местного самоуправления и в организациях, эксплуатирующих потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения. Положение о комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности муниципального образования утверждается органами местного самоуправления муниципального образования. Решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, принимаемые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для организаций независимо от форм собственности, расположенных на территории муниципального образования либо имеющих на территории муниципального образования потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения.
3. Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации утверждается руководителем организации по согласованию с руководителем органа управления, специально уполномоченного на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления.
(в ред. Закона
ЯНАО от 16.12.2004 № 106-ЗАО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Статья 5. Исполнительный орган государственной власти автономного округа в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
(в ред. Законов ЯНАО от 10.01.2007 № 15-ЗАО
, от 26.05.2009 № 34-ЗАО
)
(см. текст в предыдущей редакции
)
(в ред. Закона
ЯНАО от 16.12.2004 № 106-ЗАО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Администрация автономного округа осуществляет свои полномочия в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по вопросам, отнесенным к ее ведению, непосредственно через исполнительный орган государственной власти автономного округа в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
(в ред. Закона ЯНАО от 10.01.2007 № 15-ЗАО
, от 26.05.2009 № 34-ЗАО
)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Статья 6. Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
2. Исполнительные органы государственной власти автономного округа, органы местного самоуправления и руководители организаций, находящихся на территории автономного округа, информируют население через средства массовой информации и по иным каналам связи о состоянии защиты населения и территорий автономного округа от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, приемах и способах защиты населения и территории от их последствий.
(в ред. Закона
ЯНАО от 26.05.2009 № 34-ЗАО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
3. Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются органы государственной власти автономного округа и (или) органы местного самоуправления либо которые финансируются полностью или частично за счет средств окружного бюджета или бюджетов муниципальных образований, незамедлительно и на безвозмездной основе публикуют информацию в области защиты населения и территорий по требованию исполнительного органа государственной власти автономного округа в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также органов, специально уполномоченных на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
(в ред. Законов ЯНАО от 10.01.2007 № 15-ЗАО
, от 26.05.2009 № 34-ЗАО
)
(см. текст в предыдущей редакции
)
4. Исполнительный орган государственной власти автономного округа в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также органы, специально уполномоченные на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, на безвозмездной основе получают от органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления, организаций оперативную и статистическую информацию, необходимую для выполнения задач по прогнозированию, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
(в ред. Законов ЯНАО от 10.01.2007 № 15-ЗАО
, от 26.05.2009 № 34-ЗАО
)
(см. текст в предыдущей редакции
)
5. Уполномоченные государственные органы, организации, осуществляющие наблюдение и лабораторный контроль за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов, обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе информировать органы, специально уполномоченные на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о неблагоприятных событиях и прогнозах.
(в ред. Закона
ЯНАО от 16.12.2004 № 106-ЗАО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
6. Руководители организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, обязаны незамедлительно сообщить о возникшей чрезвычайной ситуации или угрозе чрезвычайной ситуации на подведомственном объекте в органы, специально уполномоченные на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по месту нахождения объекта.
(в ред. Закона
ЯНАО от 16.12.2004 № 106-ЗАО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
АВТОНОМНОГО ОКРУГА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
(в ред. Закона
ЯНАО от 16.12.2004 № 106-ЗАО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Статья 7. Полномочия Законодательного Собрания автономного округа в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
(в ред. Закона
ЯНАО от 26.05.2009 № 34-ЗАО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Законодательное Собрание автономного округа:
(в ред. Закона
ЯНАО от 26.05.2009 № 34-ЗАО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
1) принимает законы автономного округа и обеспечивает единообразие законодательного регулирования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
2) утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
(в ред. Закона
ЯНАО от 16.12.2004 № 106-ЗАО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
3) утверждает окружные целевые программы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
4) устанавливает в пределах полномочий, определенных налоговым законодательством, налоговые льготы, стимулирующие деятельность по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
5) устанавливает дополнительные гарантии социальной поддержки для спасателей и лиц оперативного состава органов, специально уполномоченных на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
(в ред. Закона
ЯНАО от 16.12.2004 № 106-ЗАО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Статья 8. Полномочия администрации автономного округа в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
(в ред. Закона
ЯНАО от 10.01.2007 № 15-ЗАО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
В полномочия администрации автономного округа входит:
1) предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;
2) предупреждение ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидация их последствий;
3) организация поиска и спасения людей во внутренних водах и в территориальном море;
4) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований;
5) решение вопросов радиационной безопасности;
6) решение иных вопросов в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
Статья 9. Утратила силу. - Закон
ЯНАО от 16.12.2004 № 106-ЗАО.
(см. текст в предыдущей редакции
)
Глава III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 10. Специальные целевые программы
Администрация автономного округа и органы местного самоуправления муниципальных образований организуют разработку и обеспечивают выполнение специальных целевых программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения, поддержание в этих условиях устойчивого функционирования организаций, прежде всего связанных с обеспечением жизнедеятельности населенных пунктов.
(в ред. Законов ЯНАО от 10.01.2007 № 15-ЗАО
, от 25.09.2009 № 69-ЗАО
)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Статья 11. Нормативное правовое регулирование обеспечения защиты населения и территорий
1. Органы государственной власти автономного округа вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, не снижающие требований безопасности, установленных федеральными нормативными документами. Указанные нормативные документы, кроме внесенных исполнительным органом государственной власти автономного округа в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, подлежат обязательному с ним согласованию.
(в ред. Законов ЯНАО от 16.12.2004 № 106-ЗАО
, от 10.01.2007 № 15-ЗАО
, от 26.05.2009 № 34-ЗАО
)
(см. текст в предыдущей редакции
)
2. Нормативные документы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций подлежат официальному опубликованию.
Статья 12. Обязанности организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения
Руководители организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения на территории автономного округа, несут всю полноту ответственности за безопасность деятельности организаций, а также населения, проживающего вблизи, и обязаны обеспечить разработку и реализацию мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов, в том числе:
1) разработку распорядительных и организационных документов по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций;
2) разработку и реализацию объектовых планов мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
3) прогнозирование чрезвычайных ситуаций, определение и периодическое уточнение показателей риска чрезвычайных ситуаций для производственного персонала и населения на прилегающей территории;
(в ред. Закона
ЯНАО от 16.12.2004 № 106-ЗАО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
4) обеспечение готовности объектовых органов управления, сил и средств к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
5) подготовку персонала к действиям при чрезвычайных ситуациях;
6) проведение объектовых учений и тренировок по отработке практических действий, направленных на локализацию и ликвидацию чрезвычайных ситуаций различного характера;
7) декларирование безопасности, лицензирование и страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
8) информирование органов управления окружной подсистемы РСЧС, общественных организаций и граждан о состоянии и мерах обеспечения безопасности на подведомственных объектах и прилегающей территории;
9) подготовку, комплектование и поставку документации на потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения для территориального страхового фонда документации автономного округа;
9-1) создание нештатных аварийно-спасательных формирований;
(п. 9-1 введен Законом
ЯНАО от 10.01.2007 № 15-ЗАО)
9-2) создание и поддержание в постоянной готовности локальных и объектовых систем оповещения о чрезвычайных ситуациях;
(п. 9-2 введен Законом
ЯНАО от 10.01.2007 № 15-ЗАО)
9-3) планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
(п. 9.3 введен Законом
ЯНАО от 26.05.2009 № 34-ЗАО)
10) выполнение других требований нормативных документов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 13. Территориальный страховой фонд документации автономного округа
1. Территориальный страховой фонд документации автономного округа (ТСФД ЯНАО) представляет собой совокупность упорядоченных и надежно хранимых массивов управленческой, конструкторской, технологической, инженерно-изыскательской, проектной, нормативной, научной, историко-культурной и другой документации, зафиксированной на компактных носителях информации и необходимой для обеспечения устойчивого управления экономикой автономного округа и сохранения (восстановления) промышленного потенциала, научного и историко-культурного наследия в условиях военного времени, а также ведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Порядок создания и функционирования ТСФД ЯНАО устанавливается администрацией автономного округа.
(в ред. Закона
ЯНАО от 10.01.2007 № 15-ЗАО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Статья 14. Единые дежурно-диспетчерские службы
1. В целях достижения оперативности и достоверности своевременно передаваемой информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, координации деятельности всех дежурных служб органов управления и организаций, входящих в окружную подсистему РСЧС, при исполнительном органе государственной власти автономного округа в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создается единая дежурно-диспетчерская служба. Задачи, структура и функции единой дежурно-диспетчерской службы определяются постановлением администрации автономного округа.
(в ред. Законов ЯНАО от 16.12.2004 № 106-ЗАО
, от 10.01.2007 № 15-ЗАО
, от 26.05.2009 № 34-ЗАО
)
(см. текст в предыдущей редакции
)
2. Для реализации указанных в части 1 настоящей статьи
задач на муниципальном уровне органы местного самоуправления муниципальных образований (кроме сельских поселений) создают единые дежурно-диспетчерские службы на базе телефонного номера "01". Положение о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования утверждается органами местного самоуправления муниципального образования по согласованию с исполнительным органом государственной власти автономного округа в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
(в ред. Законов ЯНАО от 16.12.2004 № 106-ЗАО
, от 10.01.2007 № 15-ЗАО
, от 26.05.2009 № 34-ЗАО
)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Статья 15. Территориальная система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
1. В целях координации и объединения усилий органов управления и организаций, осуществляющих на территории автономного округа мониторинг, лабораторный контроль и прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий, создается территориальная система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Положение о территориальной системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций утверждается постановлением администрации автономного округа.
(в ред. Законов ЯНАО от 16.12.2004 № 106-ЗАО
, от 10.01.2007 № 15-ЗАО
)
(см. текст в предыдущей редакции
)
2. Координационным органом территориальной системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является окружной центр мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Основными задачами окружного центра мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются сбор, обобщение, анализ данных и представление в органы государственной власти и органы местного самоуправления информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций на территории автономного округа, прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их последствий, выработка рекомендаций по устранению причин чрезвычайных ситуаций и смягчению их последствий.
(в ред. Законов ЯНАО от 16.12.2004 № 106-ЗАО
, от 10.01.2007 № 15-ЗАО
, от 26.05.2009 № 34-ЗАО
)
(см. текст в предыдущей редакции
)
3. Органы государственной власти автономного округа, органы местного самоуправления и организации обязаны учитывать результаты прогноза и составленные на его основе рекомендации, а также своевременно обеспечивать население и организации информацией о результатах прогнозирования и мерах по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Статья 16. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
]]>(в ред. Закона
ЯНАО от 26.05.2009 № 34-ЗАО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Подготовка населения осуществляется в общеобразовательных учреждениях, в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, повышения квалификации, в учебно-консультационных пунктах муниципальных образований, в окружном учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и непосредственно по месту работы.
Статья 17. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
(в ред. Закона
ЯНАО от 10.01.2007 № 15-ЗАО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
1. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется органами управления, входящими в окружную подсистему РСЧС, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, исполнительными органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления и организациями.
(в ред. Закона
ЯНАО от 26.05.2009 № 34-ЗАО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
2. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций включает в себя проведение мероприятий, направленных на повышение информированности населения о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, методах и способах защиты, на формирование культуры безопасности жизни.
3. Для распространения знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций используются все средства массовой информации, в том числе ведомственные (корпоративные) средства массовой информации организаций, а также специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
(в ред. Закона
ЯНАО от 26.05.2009 № 34-ЗАО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Статья 18. Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Администрация автономного округа участвует в пределах своей компетенции в выполнении международных договоров Российской Федерации, формировании и осуществлении внешнеполитического курса страны в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, заключает в этих целях договоры и соглашения о сотрудничестве с зарубежными городами, регионами, административно-территориальными и государственно-территориальными образованиями, иностранными юридическими лицами.
Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ
В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 19. Надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с федеральным законодательством и исполнительным органом государственной власти автономного округа в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с настоящим Законом.
(в ред. Законов ЯНАО от 10.01.2007 № 15-ЗАО
, от 26.05.2009 № 34-ЗАО
)
(см. текст в предыдущей редакции
)
2. Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются в соответствии с федеральным законодательством, законодательством автономного округа и приказами руководителя исполнительного органа государственной власти автономного округа в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
(в ред. Законов ЯНАО от 16.12.2004 № 106-ЗАО
, от 10.01.2007 № 15-ЗАО
, от 26.05.2009 № 34-ЗАО
)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Статья 20. Права должностных лиц исполнительного органа государственной власти автономного округа в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при проведении мероприятий по контролю и надзору
(в ред. Законов ЯНАО от 16.12.2004 № 106-ЗАО
, от 10.01.2007 № 15-ЗАО
, от 26.05.2009 № 34-ЗАО
)
(см. текст в предыдущей редакции
)
1. Должностные лица исполнительного органа государственной власти автономного округа в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при исполнении должностных обязанностей имеют право:
(в ред. Законов ЯНАО от 16.12.2004 № 106-ЗАО
, от 10.01.2007 № 15-ЗАО
, от 26.05.2009 № 34-ЗАО
)
(см. текст в предыдущей редакции
)
1) осуществлять проверку выполнения органами местного самоуправления и организациями требований нормативных документов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
2) выдавать организациям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
3) давать в пределах своих полномочий указания в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
4) проводить учения и тренировки с привлечением сил и средств объекта и окружной подсистемы РСЧС;
(п. 4 в ред. Закона
ЯНАО от 26.05.2009 № 34-ЗАО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
5) ставить перед федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, вопрос об ограничении, приостановлении действия или отзыве лицензии на осуществление вида деятельности в случае нарушения требований по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
6) составлять протоколы о совершении административных правонарушений в соответствии с федеральным законодательством в случаях, установленных Законом
автономного округа от 16 декабря 2004 года № 81-ЗАО "Об административных правонарушениях";
(в ред. Законов ЯНАО от 16.12.2004 № 106-ЗАО
, от 10.01.2007 № 15-ЗАО
)
(см. текст в предыдущей редакции
)
7) ходатайствовать о привлечении к ответственности в порядке, установленном федеральным законодательством, виновных в нарушении требований по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
8) утратил силу. - Закон
ЯНАО от 26.05.2009 № 34-ЗАО;
(см. текст в предыдущей редакции
)
9) осуществлять в пределах своей компетенции иные предусмотренные федеральным законодательством и законодательством автономного округа действия, направленные на выполнение требований по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. Перечень должностных лиц, указанных в части 1 настоящей статьи
, устанавливает руководитель исполнительного органа государственной власти автономного округа в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Правами, установленными в части первой настоящей статьи
, наделяются также руководители органов управления, специально уполномоченных на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления, и их заместители при осуществлении государственного надзора и контроля по заданию исполнительного органа государственной власти автономного округа в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В этом случае они действуют от имени исполнительного органа государственной власти автономного округа в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
(в ред. Законов ЯНАО от 16.12.2004 № 106-ЗАО
, от 10.01.2007 № 15-ЗАО
, от 26.05.2009 № 34-ЗАО
)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Статья 21. Утратила силу. - Закон
ЯНАО от 26.05.2009 № 34-ЗАО.
(см. текст в предыдущей редакции
)
Статья 22. Декларирование безопасности опасных производственных объектов
(в ред. Закона
ЯНАО от 10.01.2007 № 15-ЗАО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Руководители организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, расположенные на территории автономного округа, в обязательном порядке представляют в исполнительный орган государственной власти автономного округа в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций копию экспертного заключения и копию декларации промышленной безопасности. Порядок, содержание и сроки представления декларации промышленной безопасности определяются в соответствии с федеральным законодательством.
(в ред. Законов ЯНАО от 16.12.2004 № 106-ЗАО
, от 10.01.2007 № 15-ЗАО
, от 26.05.2009 № 34-ЗАО
)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Статья 23. Государственная экспертиза
Государственная экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организуется и проводится специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти автономного округа в целях проверки и выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам и осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
(в ред. Закона
ЯНАО от 26.05.2009 № 34-ЗАО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Статья 24. Утратила силу. - Закон
ЯНАО от 26.05.2009 № 34-ЗАО.
(см. текст в предыдущей редакции
)
Глава V. МЕРЫ ПО ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 25. Готовность потенциально опасных объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях
(в ред. Закона
ЯНАО от 26.05.2009 № 34-ЗАО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
1. Каждый потенциально опасный объект либо объект, находящийся в зоне возможного влияния других потенциально опасных объектов, должен быть подготовлен к действиям по локализации или ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.
2. На потенциально опасные объекты разрабатываются паспорта безопасности опасных объектов.
3. Организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, подлежат обязательной оценке готовности к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оценка готовности объектов осуществляется в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 26. Оповещение о чрезвычайной ситуации
1. Руководитель, иное должностное лицо эксплуатирующей организации либо комиссии по чрезвычайным ситуациям обязаны немедленно уведомить орган управления, специально уполномоченный на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, при соответствующем муниципальном образовании о возникшей на объекте или подведомственной территории чрезвычайной ситуации.
(в ред. Закона
ЯНАО от 16.12.2004 № 106-ЗАО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
2. Органы управления, в распоряжение которых поступила информация о возникновении чрезвычайной ситуации, обязаны:
1) немедленно оповестить население, руководителей органов местного самоуправления и объектов, расположенных в опасной зоне, о характере и масштабах бедствия, реальной угрозе для жизни, здоровья и имущества граждан;
2) привести в действие первоочередные меры плана предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
3) проинформировать вышестоящий орган управления окружной подсистемы РСЧС.
Статья 27. Ликвидация чрезвычайных ситуаций
1. В целях обеспечения необходимых условий для успешного осуществления работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций органы управления окружной подсистемы РСЧС в пределах своей компетенции:
1) ограничивают или запрещают доступ в зону чрезвычайной ситуации;
2) проводят мобилизацию необходимых материально-технических ресурсов (фондов, сырья, материалов, транспортных средств, средств связи, производственной продукции) организаций с последующей компенсацией нанесенного ущерба;
3) обеспечивают доступ аварийно-спасательным формированиям на любые объекты, находящиеся в зоне чрезвычайной ситуации;
4) создают условия, препятствующие распространению чрезвычайной ситуации и опасных факторов, в том числе путем устройства искусственных преград, разрывов, сноса строений;
5) изменяют режим работы организаций, производят иные изменения производственной (хозяйственной и иной) деятельности, необходимые для достижения цели по ликвидации чрезвычайной ситуации;
6) прекращают либо приостанавливают функционирование организаций, на которых возникла чрезвычайная ситуация или деятельность которых может усугубить возможные вредные последствия;
7) объявляют карантин или особое положение с указанием необходимых ограничений;
8) проводят эвакуацию населения из зон, подвергшихся опасному воздействию чрезвычайных ситуаций, угрожающему жизни и здоровью населения.
2. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, муниципальных образований, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности. Для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера дополнительно привлекаются силы и средства автономного округа.
(в ред. Закона
ЯНАО от 10.01.2007 № 15-ЗАО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
3. Непосредственное руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайной ситуации, и организацию их взаимодействия осуществляет руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, определяемый в соответствии с действующим законодательством или планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций либо назначаемый решениями Губернатора или администрации автономного округа или органа местного самоуправления, руководителей организаций, к компетенции которых отнесено решение данных вопросов.
(в ред. Закона
ЯНАО от 10.01.2007 № 15-ЗАО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
4. Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, направленные на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
5. Первоначальные действия по локализации и ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации организуются согласно заранее разработанному плану. Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, то руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации обращается за помощью в комиссию автономного округа по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, которая берет на себя координацию или руководство ликвидацией этой чрезвычайной ситуации и оказывает необходимую помощь.
6. Организация и ведение аварийно-спасательных работ аварийно-спасательными службами и спасателями на объекте или территории муниципального образования осуществляются в соответствии с Федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
7. Ликвидация чрезвычайных ситуаций на территории иностранных представительств и других объектов, обладающих экстерриториальностью, осуществляется с согласия их уполномоченного представителя либо в ином порядке, установленном международными договорами Российской Федерации.
Статья 28. Утратила силу. - Закон
ЯНАО от 25.09.2009 № 69-ЗАО.
(см. текст в предыдущей редакции
)
Статья 29. Служебное расследование чрезвычайных ситуаций
Любая чрезвычайная ситуация расследуется специальной комиссией с целью оценки нанесенного ущерба, выяснения причин возникновения и развития аварий, катастроф и выработки мер по их предотвращению в порядке, устанавливаемом МЧС России. Материалы по результатам служебного расследования чрезвычайных ситуаций должны передаваться в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и привлечения виновных к ответственности.
Глава VI. ПОРЯДОК ФИНАНСОВОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 30. Финансовое обеспечение мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
(в ред. Закона
ЯНАО от 10.01.2007 № 15-ЗАО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Финансовое обеспечение установленных настоящим Законом мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера, в том числе ликвидации их последствий, является расходным обязательством автономного округа.
Статья 31. Утратила силу. - Закон
ЯНАО от 16.12.2004 № 106-ЗАО.
(см. текст в предыдущей редакции
)
Статья 32. Платные услуги в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Перечень платных услуг в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, тарифы и порядок взимания платы утверждаются постановлением администрации автономного округа.
(в ред. Закона
ЯНАО от 10.01.2007 № 15-ЗАО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Статья 33. Утратила силу. - Закон
ЯНАО от 16.12.2004 № 106-ЗАО.
(см. текст в предыдущей редакции
)
Статья 34. Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Резервы финансовых и материальных ресурсов заблаговременно создаются Администрацией автономного округа, органами местного самоуправления, а также организациями в целях экстренного привлечения необходимых средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с нарушением традиционных условий жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера, а также для оказания единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в данных чрезвычайных ситуациях.
2. Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются органом, их создавшим. Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций размещаются на объектах, предназначенных для их хранения, откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций.
(ч. 2 в ред. Закона
ЯНАО от 10.01.2007 № 15-ЗАО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Статья 35. Содействие страхованию рисков возникновения чрезвычайных ситуаций
1. Администрация автономного округа оказывает всемерное содействие страховым организациям по развитию рынка страховых услуг на территории автономного округа.
2. Исполнительный орган государственной власти автономного округа в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы управления, специально уполномоченные на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления, заключают соглашения о взаимодействии со страховыми организациями, осуществляющими страхование на территории автономного округа, с целью развития внутренних механизмов страхования рисков объектов экономики и территорий, гарантирующих финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
(в ред. Законов ЯНАО от 10.01.2007 № 15-ЗАО
, от 26.05.2009 № 34-ЗАО
)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Глава VII. ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЦ,
УЧАСТВУЮЩИХ В ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
(в ред. Закона
ЯНАО от 16.12.2004 № 106-ЗАО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Статья 36. Возмещение ущерба в случае гибели (смерти) спасателя или получения им увечья
1. В случае гибели (смерти) спасателя, аттестованного на проведение аварийно-спасательных работ, или лица оперативного состава органов, специально уполномоченных на решение задач по защите населения и территорий автономного округа от чрезвычайных ситуаций (далее - спасатель), в связи с выполнением служебных обязанностей семье погибшего (умершего) выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего месячного фонда оплаты труда указанного лица и назначается в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, пенсия по потере кормильца.
(в ред. Закона
ЯНАО от 16.12.2004 № 106-ЗАО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
2. При получении спасателем в связи с выполнением должностных обязанностей травмы, ранения, контузии, увечья, заболевания, исключающих возможность дальнейшей работы по специальности, указанному лицу выплачивается единовременное пособие в размере его пятилетнего месячного фонда оплаты труда.
3. Единовременные пособия, указанные в частях первой
и второй настоящей статьи
, выплачиваются в срок не позднее трех месяцев со дня гибели (смерти) спасателя или со дня представления в установленном порядке документов, подтверждающих факт получения им травмы, ранения, контузии, увечья, заболевания. Выплаты производятся за счет средств основного источника финансирования органа управления или аварийно-спасательного формирования, где проходил службу работник, с последующим взысканием с виновных лиц. Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате единовременного пособия, определяется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 855.
4. Утратила силу. - Закон
ЯНАО от 26.05.2009 № 34-ЗАО.
(см. текст в предыдущей редакции
)
Статья 37. Утратила силу. - Закон
ЯНАО от 26.05.2009 № 34-ЗАО.
(см. текст в предыдущей редакции
)
Глава VIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ОБЛАСТИ
ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
Статья 39. Утратила силу. - Закон
ЯНАО от 10.01.2007 № 15-ЗАО.
(см. текст в предыдущей редакции
)
Глава IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 40. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Статья 41. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом
Нормативные правовые акты автономного округа и органов местного самоуправления в автономном округе подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня вступления его в силу.
Губернатор
Ямало-Ненецкого
автономного округа
Ю.В.НЕЕЛОВ
г. Салехард
11 февраля 2004 года
№ 5-ЗАО