25 сентября 2009 года | N 70-ЗАО |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ямало-Ненецкий автономный округ
ЗАКОН
О МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
Принят Законодательным Собранием
Ямало-Ненецкого автономного округа
16 сентября 2009 года
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Предметом регулирования настоящего Закона являются отношения, связанные с осуществлением политики Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) в отношении молодежи.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) молодежная политика в автономном округе (далее - молодежная политика) - система мер, направленных на создание правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов для реализации молодыми гражданами своих конституционных прав с учетом возрастных особенностей, а также для участия молодых граждан в системе общественных отношений и полной их самореализации в интересах Российской Федерации и автономного округа;
2) молодежь (молодые граждане) - граждане в возрасте от четырнадцати до тридцати лет включительно;
3) молодая семья - состоящие в браке лица, возраст каждого из которых не превышает тридцати пяти лет, или неполная семья, состоящая из одного родителя (усыновителя), чей возраст не превышает тридцати пяти лет, и одного или более детей;
4) молодежные инициативы - действия молодых граждан, молодежных общественных объединений и иных организаций по выдвижению предложений, направленных на вовлечение молодежи в социально-экономические и общественные процессы;
5) молодой специалист - гражданин в возрасте до тридцати пяти лет, работающий (трудоустраивающийся) по специальности (профессии), соответствующей полученному им профессиональному образованию, подтвержденному документом государственного образца о соответствующем уровне высшего (среднего, начального) профессионального образования, в течение пяти лет работы при условии его трудоустройства по специальности не позднее трех лет со дня получения им первого начального, первого среднего или первого высшего профессионального образования.
Статья 3. Принципы осуществления молодежной политики
Молодежная политика осуществляется на основе следующих принципов:
1) признания молодежи особой социально-демографической группой населения, нуждающейся в государственной поддержке, правовой и социальной защите и особых условиях для реализации своих инициатив;
2) комплексного подхода к решению молодежных проблем;
3) признания молодежной политики одним из приоритетных направлений в сфере государственного управления;
4) сочетания государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации молодежной политики;
5) равнодоступности к социально-экономическим и информационным ресурсам;
6) непосредственного участия молодежи в реализуемых молодежных инициативах;
7) преемственности;
8) осуществления государственной поддержки органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в проведении мероприятий по реализации молодежной политики в автономном округе.
Статья 4. Цель и задачи молодежной политики
1. Целью молодежной политики является создание правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов для реализации молодыми гражданами своих конституционных прав с учетом возрастных особенностей, а также для участия молодых граждан в системе общественных отношений и полной их самореализации в интересах Российской Федерации и автономного округа.
2. Основными задачами молодежной политики являются:
1) реализация системного комплексного подхода к решению молодежных проблем, предусматривающего объединение усилий различных социальных институтов;
2) создание условий для осуществления предпринимательской деятельности молодых граждан;
3) поддержка молодых специалистов;
4) содействие социальному становлению, духовному, физическому развитию молодежи;
5) формирование семейных ценностей и поддержка молодой семьи;
6) пропаганда здорового образа жизни и противодействие наркомании и иным асоциальным тенденциям в молодежной среде;
7) воспитание религиозной, межэтнической, национальной толерантности и профилактика правонарушений;
8) создание условий для наиболее полного участия молодежи в социально-экономической, общественной и культурной жизни автономного округа;
9) предоставление правовых и социальных гарантий, объем и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности, подготовку к самостоятельной жизни и восполнение обусловленных возрастом недостатков социального статуса молодых граждан;
10) поддержка средств массовой информации, обеспечивающих отражение реализации молодежной политики;
11) деятельность по обеспечению межрегионального и международного сотрудничества в рамках реализации молодежной политики;
12) повышение трудового потенциала молодежи.
Статья 5. Участие органов местного самоуправления в реализации молодежной политики
Органы местного самоуправления участвуют в реализации молодежной политики в пределах полномочий органов местного самоуправления, установленных федеральным законодательством.
Статья 6. Правовая основа молодежной политики
Правовую основу молодежной политики составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации,
Устав (Основной закон) автономного округа, настоящий Закон, другие законы и иные нормативные правовые акты автономного округа.
Статья 7. Полномочия исполнительного органа государственной власти автономного округа в сфере молодежной политики
К полномочиям исполнительного органа государственной власти автономного округа в сфере молодежной политики относятся:
1) разработка и реализация окружных и межмуниципальных программ по работе с молодежью;
2) организация и проведение окружных и межмуниципальных мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитание, профессиональную ориентацию молодежи, поддержку талантливой молодежи, организацию деятельности специализированных (профильных) лагерей отдыха и досуга для молодежи, профилактику асоциальных тенденций в молодежной среде, социальную поддержку молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, поддержку молодежного предпринимательства, социальную поддержку молодой семьи;
3) реализация мер государственной поддержки молодежных объединений по результатам конкурса проектов (программ) указанных объединений;
4) реализация мер по организации отдыха и оздоровления молодежи в автономном округе;
5) участие в реализации мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодежи, в части противодействия злоупотреблению наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами;
6) создание государственных учреждений автономного округа, реализующих мероприятия, направленные на осуществление молодежной политики;
7) организация международного и межрегионального сотрудничества, реализация совместно с общественными молодежными организациями и иными заинтересованными юридическими и физическими лицами совместных программ и проектов в сфере молодежной политики;
8) осуществление иных полномочий, установленных федеральными законами, настоящим Законом и иными законами автономного округа.
Глава 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Статья 8. Обеспечение реализации права молодежи на образование и воспитание
1. Право молодежи на обучение и воспитание обеспечивается путем создания в автономном округе целостной системы образования молодых граждан и необходимых социально-экономических условий для ее нормального функционирования.
2. Обучение и воспитание молодежи в образовательных учреждениях автономного округа всех типов ведется в интересах личности, общества, государства.
3. Органы государственной власти автономного округа в пределах своей компетенции способствуют повышению престижа образования в молодежной среде, созданию необходимых условий для выявления талантливой молодежи, реализации интеллектуального потенциала.
Статья 9. Поддержка талантливой молодежи
В целях поддержки талантливой молодежи в автономном округе:
1) разрабатываются окружные целевые программы, направленные на выявление и поддержку талантливой молодежи;
2) поощряется деятельность предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, отдельных граждан, направленная на оказание помощи учреждениям сферы культуры, образования, молодежной политики, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, по поддержке талантливой молодежи;
3) оказывается содействие практическому внедрению разработок молодых ученых и специалистов (создание, поддержка и координация инновационных программ, проведение ярмарок и других форм интеллектуального творчества);
4) поощряется создание творческих мастерских, школ, объединений при выдающихся деятелях науки, культуры и искусства, в том числе в форме частных пансионатов и учебных заведений;
5) размещаются на конкурсной основе среди молодых ученых и специалистов, студентов высших учебных заведений гранты, направленные на решение наиболее значимых экономических и социальных проблем автономного округа;
6) обеспечивается участие представителей талантливой молодежи в межрегиональных, всероссийских и международных конкурсах творчества молодежи.
Статья 10. Поддержка молодой семьи
1. Поддержка молодой семьи осуществляется посредством:
1) осуществления консультирования по проблемам семейной жизни, психолого-педагогическим, правовым и другим вопросам;
2) предоставления социальных услуг, социальной помощи молодой семье;
3) сохранения и развития семейного отдыха, каникулярного отдыха, оздоровления детей и подростков;
4) стимулирования участия молодых семей в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
5) иных способов, предусмотренных нормативными правовыми актами автономного округа.
2. В соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа органы государственной власти автономного округа оказывают молодым семьям государственную поддержку в улучшении жилищных условий.
Статья 11. Обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи
1. Гарантии в сфере труда и занятости молодежи обеспечиваются:
1) созданием выездных молодежных, студенческих трудовых отрядов, в том числе международных трудовых отрядов;
2) организацией временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
3) предоставлением консультационной поддержки по вопросам трудоустройства и трудового законодательства;
4) принятием и реализацией нормативных правовых актов автономного округа по вопросам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации молодых граждан, в том числе из числа коренных малочисленных народов Севера.
Статья 12. Содействие предпринимательской деятельности молодых граждан
Содействие предпринимательской деятельности молодых граждан осуществляется в форме:
1) предоставления консультационной поддержки;
2) поддержки инновационных проектов, способствующих экономическому развитию автономного округа, поддержке молодых специалистов, приобретению профессиональных навыков;
3) обеспечения исполнения образовательных программ в сфере предпринимательства молодых граждан;
4) предоставления единовременных субсидий на поддержку разработанных в интересах молодежи проектов и предложений инновационного характера и направленных на расширение возможностей экономической самостоятельности молодежи;
5) участия молодых граждан в предпринимательских проектах в порядке, установленном постановлением Администрации автономного округа.
Статья 13. Формирование условий для физического развития молодых граждан
1. Основными условиями для физического развития молодых граждан являются:
1) привлечение молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, популяризация массовых видов спорта;
2) организация и проведение региональных и межмуниципальных официальных физкультурных и спортивных мероприятий для молодых граждан, в том числе молодежных и студенческих спартакиад;
3) поддержка неолимпийских видов спорта, прежде всего прикладной направленности, в том числе технических и осуществляемых в рамках подготовки молодых граждан к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
4) обеспечение информирования молодых граждан о спортивных мероприятиях, проводимых на территории автономного округа.
2. Иные условия для физического развития молодых граждан определяются в соответствии с законодательством о физической культуре и спорте.
Статья 14. Организация отдыха и оздоровления молодежи
1. Организация отдыха и оздоровления молодежи осуществляется в порядке, установленном исполнительным органом государственной власти автономного округа в сфере молодежной политики.
Отдых и оздоровление молодежи осуществляется в специализированных и профильных лагерях, оздоровительных центрах с дневным пребыванием, а также на оздоровительных площадках по месту жительства и в других местах организованного отдыха и оздоровления.
2. Развитие системы отдыха и оздоровления молодежи обеспечивается посредством:
1) создания материально-технической базы для организации профильных лагерей, учитывающих интересы молодежи;
2) поддержки и распространения экспериментальных (авторских) проектов и программ в сфере отдыха и оздоровления;
3) подготовки методических материалов в помощь организаторам отдыха и оздоровления молодежи, обеспечения методического руководства профильными лагерями и сменами;
4) разработки нормативных правовых актов автономного округа по организации деятельности учреждений отдыха и оздоровления молодежи.
3. При формировании системы организации досуга молодежи развивающее направление предусматривается наряду с развлекательным.
4. Содержание досуговой и развлекательной деятельности должны обеспечивать:
1) содействие социальному становлению, духовному, физическому развитию молодежи;
2) воспитание высокого уровня общей культуры;
3) формирование патриотических убеждений;
4) воспитание религиозной, межэтнической, национальной толерантности и профилактику правонарушений.
Статья 15. Формирование условий для духовного, нравственного и патриотического развития молодежи
1. Формирование условий для духовного, нравственного и патриотического развития молодежи носит комплексный межведомственный характер и предусматривает обязательное планирование и проведение мероприятий, затрагивающих духовное, нравственное и патриотическое развитие молодежи, при разработке и реализации окружных целевых программ в сфере экологии, здравоохранения, образования, туризма, культуры, массовой информации, молодежной политики, социальной защиты населения и в иных отраслях.
2. С целью организации содействия органам государственной власти автономного округа в решении задач по профилактике правонарушений создаются молодежные отряды обеспечения правопорядка.
Статья 16. Содействие развитию международного сотрудничества
Органы государственной власти автономного округа оказывают содействие развитию международного сотрудничества в рамках реализации молодежной политики путем:
1) реализации межправительственных соглашений о молодежных обменах, а также включения молодых граждан в систему международных образовательных, культурных, научно-технических, гуманитарных, социальных и иных молодежных программ;
2) оказания помощи организаторам и участникам молодежных обменов в получении информации, разработке документов и подборе партнеров в области международного сотрудничества в рамках реализации молодежной политики.
Глава 3. МОЛОДЕЖНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ
Статья 17. Направления поддержки молодежных инициатив
В автономном округе осуществляется поддержка молодежных инициатив по следующим направлениям:
1) содействие реализации национальных проектов;
2) разработка нормативных правовых актов автономного округа;
3) поддержка институтов гражданского общества;
4) повышение конкурентоспособности и экономической самостоятельности молодых граждан;
5) формирование государственных традиций и национальных ценностей и устоев;
6) защита и поддержка прав и интересов молодежи;
7) формирование благоприятной окружающей среды;
8) решение социально-демографических проблем;
9) развитие информационных ресурсов.
Статья 18. Формы поддержки молодежных инициатив
1. Поддержка молодежных инициатив может выражаться в виде:
1) целевого финансирования программ общественных объединений по результатам конкурса проектов (программ) указанных объединений;
2) социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений, размещаемого в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
2. Условия и порядок проведения конкурса проектов (программ) общественных объединений определяются Положением о конкурсе, которое разрабатывается исполнительным органом государственной власти автономного округа в сфере молодежной политики и утверждается его руководителем.
Глава 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ
РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Статья 19. Совещательные органы
1. Для повышения эффективности реализации молодежной политики по ее основным направлениям при органах государственной власти автономного округа могут создаваться молодежные парламентские структуры, консультативные и экспертные советы и иные органы из числа молодых граждан, представителей органов государственной власти автономного округа, реализующих молодежную политику, молодежных общественных объединений, учреждений по работе с молодежью, иных организаций и лиц, специализирующихся на изучении проблем молодежи и практической работе среди молодежи.
2. Полномочия, порядок образования, условия деятельности, персональный состав молодежных парламентских организаций, советов и иных органов устанавливаются органами государственной власти автономного округа, при которых они создаются.
Статья 20. Организации по работе с молодежью
Организациями по работе с молодежью независимо от форм собственности являются:
1) детские и подростковые клубы по месту жительства;
2) социальные службы по работе с детьми и молодежью (социально-реабилитационные центры, центры экстренной психологической помощи молодежи по телефону, комплексные центры социального обслуживания молодежи, кризисные центры для молодых женщин, центры консультативных услуг молодежи, центры социальной помощи молодой семье, молодежный центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей);
3) молодежные центры (центры гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи, центр информации для молодежи, центры по работе с детьми, подростками и молодежью, центр развития физической культуры детей и молодежи, службы информирования молодежи);
4) организации, оказывающие содействие занятости молодежи (молодежные биржи труда, центр профориентации и трудоустройства молодежи, молодежный бизнес-центр, центр молодежного предпринимательства, агентства сезонной занятости, информационного обеспечения молодежи, штаб студенческих трудовых отрядов);
5) организации дополнительного образования детей;
6) образовательные и культурные организации, деятельность которых направлена на национально-культурное развитие молодежи;
7) общественные молодежные организации, зарегистрированные на территории автономного округа;
8) иные организации, осуществляющие некоммерческую социально значимую деятельность в сфере поддержки и развития молодежи.
Статья 21. Финансовое обеспечение молодежной политики
Финансирование расходов, связанных с реализацией полномочий, установленных настоящим Законом, осуществляется за счет средств окружного бюджета и внебюджетных источников.
Статья 22. Научное обеспечение реализации молодежной политики
1. Исполнительные органы государственной власти автономного округа организуют и поддерживают научные исследования в области молодежной политики. Указанные исследования могут осуществляться на долговременной основе и использоваться при разработке мер молодежной политики и подготовке докладов о состоянии и решении проблем молодежи автономного округа.
2. Доклад о положении молодежи в автономном округе является официальным итоговым документом, систематизирующим информацию об условиях и факторах жизнедеятельности молодежи, определяющим тенденции изменения положения детей и молодежи, приоритетные направления органов государственной власти автономного округа по решению проблем молодежи, а также для разработки необходимых мер по обеспечению прав детей и молодежи, их защиты и развития.
3. В докладе о положении молодежи в автономном округе используются официальные данные государственной статистики и отчетности, а также аналитические разработки исполнительных органов государственной власти автономного округа, научных и других организаций, занимающихся проблемами молодежи.
4. Доклад о положении молодежи в автономном округе разрабатывается исполнительным органом государственной власти автономного округа в сфере молодежной политики с участием иных исполнительных органов государственной власти автономного округа в порядке, определяемом постановлением Администрации автономного округа.
Нумерация глав дана в соответствии с официальным текстом документа.
Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 23. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 24. Признание утратившими силу некоторых законов автономного округа
Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
1)
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 февраля 1998 года № 7-ЗАО "О государственной молодежной политике в Ямало-Ненецком автономном округе" (Красный Север, 1998, 3 марта, спецвыпуск; Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, 1998, январь - февраль, № 1-2);
2)
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 июня 2004 года № 24-ЗАО "О внесении изменений в некоторые законы Ямало-Ненецкого автономного округа" (Красный Север, 2004, 30 июня, спецвыпуск № 26; Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, 2004, апрель - май, № 4/2);
3)
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 ноября 2004 года № 71-ЗАО "О внесении изменений и дополнений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа "О государственной молодежной политике в Ямало-Ненецком автономном округе" (Красный Север, 2004, 30 ноября, спецвыпуск № 59; Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, 2004, октябрь, № 7/2);
4)
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 апреля 2007 года № 44-ЗАО "О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа "О государственной молодежной политике в Ямало-Ненецком автономном округе" (Красный Север, 2007, 4 мая, спецвыпуск № 34-35; Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, 2007, апрель, № 3).
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Ю.В.НЕЕЛОВ
г. Салехард
25 сентября 2009 года
№ 70-ЗАО