АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2009 г. № 81-А
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОКРУЖНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ НА 2008 - 2010 ГОДЫ"
(в ред. постановления
Администрации ЯНАО
от 27.08.2009 № 473-А)
В соответствии с Законом
Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2008 года № 128-ЗАО "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе", в целях реализации основных направлений государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую окружную целевую программу
"Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2008 - 2010 годы" (далее - Программа).
2. Департаменту финансов Ямало-Ненецкого автономного округа (Свинцова А.П.) предусмотреть в окружном бюджете средства на финансирование Программы
.
3. Опубликовать настоящее постановление в окружных средствах массовой информации.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Кима А.М.
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Ю.В.НЕЕЛОВ
Утверждена
постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 26 февраля 2009 г. № 81-А
ОКРУЖНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ НА 2008 - 2010 ГОДЫ"
(в ред. постановления
Администрации ЯНАО
от 27.08.2009 № 473-А)
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Наименование ¦окружная целевая программа "Развитие малого и среднего ¦
¦Программы ¦предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на¦
¦ ¦2008 - 2010 годы" (далее - Программа) ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Основание для ¦- Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О ¦
¦разработки ¦развитии малого и среднего предпринимательства в ¦
¦ ¦Российской Федерации"; ¦
¦ ¦- Закон
Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря ¦
¦ ¦2008 года № 128-ЗАО "О развитии малого и среднего ¦
¦ ¦предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе"; ¦
¦ ¦- распоряжение Администрации Ямало-Ненецкого автономного ¦
¦ ¦округа от 26 октября 2007 года № 402-РА "О разработке ¦
¦ ¦окружной целевой программы "Развитие малого и среднего ¦
¦ ¦предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на¦
¦ ¦2008 - 2010 годы" ¦
¦(в ред. постановления
Администрации ЯНАО от 27.08.2009 № 473-А) ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции
) ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Государственный¦департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа ¦
¦заказчик - ¦ ¦
¦координатор ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Государственные¦департамент строительства Ямало-Ненецкого автономного ¦
¦заказчики ¦округа (в части капитального строительства и ¦
¦ ¦реконструкции объектов) ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Ответственные ¦органы местного самоуправления в Ямало-Ненецком ¦
¦за выполнение ¦автономном округе ¦
¦мероприятий ¦ ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Разработчик ¦департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа ¦
¦Программы ¦ ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Цели и задачи ¦целями Программы являются: ¦
¦Программы ¦- обеспечение благоприятных условий для развития малого и¦
¦ ¦среднего предпринимательства; ¦
¦ ¦- формирование конкурентной среды в экономике ¦
¦ ¦Ямало-Ненецкого автономного округа; ¦
¦ ¦- обеспечение занятости населения и развитие ¦
¦ ¦самозанятости; ¦
¦ ¦задачами Программы являются: ¦
¦ ¦- формирование инфраструктуры поддержки малого и среднего¦
¦ ¦предпринимательства, обеспечивающей доступность ¦
¦ ¦необходимых финансовых, имущественных и информационных ¦
¦ ¦ресурсов, предоставление консультационных, маркетинговых ¦
¦ ¦и иных необходимых для развития малого и среднего ¦
¦ ¦предпринимательства услуг; ¦
¦ ¦- стимулирование и развитие поддержки предпринимательства¦
¦ ¦на муниципальном уровне; ¦
¦ ¦- совершенствование нормативных правовых актов, ¦
¦ ¦регулирующих деятельность малого и среднего ¦
¦ ¦предпринимательства; ¦
¦ ¦- изучение тенденций и мониторинг развития малого и ¦
¦ ¦среднего предпринимательства, формирование на их основе ¦
¦ ¦эффективной государственной политики; ¦
¦ ¦- снижение административного давления на бизнес; ¦
¦ ¦- развитие общественных организаций предпринимателей; ¦
¦ ¦- трудоустройство безработных граждан и молодежи; ¦
¦ ¦- развитие межрегионального сотрудничества и выставочной ¦
¦ ¦деятельности; ¦
¦ ¦- повышение имиджа предпринимательской деятельности ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Сроки и этапы ¦2008 - 2010 годы ¦
¦реализации ¦ ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Важнейшие ¦- количество малых предприятий; ¦
¦целевые ¦- среднесписочная численность работников, занятых на ¦
¦индикаторы и ¦малых предприятиях; ¦
¦показатели по ¦- общий объем продукции, произведенной малыми ¦
¦этапам ¦предприятиями; ¦
¦реализации ¦- объем налоговых поступлений от субъектов малого ¦
¦Программы ¦предпринимательства в консолидированный бюджет ¦
¦ ¦Ямало-Ненецкого автономного округа ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Основные ¦- совершенствование нормативной правовой базы
в сфере ¦
¦направления ¦развития малого и среднего предпринимательства; ¦
¦реализации ¦- формирование инфраструктуры поддержки
малого и среднего¦
¦мероприятий ¦предпринимательства; ¦
¦ ¦- софинансирование муниципальных программ развития
¦
¦ ¦субъектов малого и среднего предпринимательства; ¦
¦ ¦- финансовая поддержка субъектов
малого и среднего ¦
¦ ¦предпринимательства; ¦
¦ ¦- имущественная поддержка субъектов
малого и среднего ¦
¦ ¦предпринимательства; ¦
¦ ¦- информационная, консультационная и научно-методическая
¦
¦ ¦поддержка субъектов малого и среднего ¦
¦ ¦предпринимательства; ¦
¦ ¦- научные исследования и мониторинг
состояния развития ¦
¦ ¦малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком ¦
¦ ¦автономном округе; ¦
¦ ¦- пропаганда и популяризация
предпринимательской ¦
¦ ¦деятельности; ¦
¦ ¦- содействие развитию общественных организаций
¦
¦ ¦предпринимателей; ¦
¦ ¦- содействие развитию межрегионального сотрудничества
и ¦
¦ ¦выставочной деятельности ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Объемы и ¦Общий объем расходов окружного бюджета по финансированию ¦
¦источники ¦Программы на период 2008 - 2010 годов составит 399669 ¦
¦финансирования ¦тыс. рублей, в том числе: ¦
¦ ¦2008 год - 96140 тыс. рублей; ¦
¦ ¦2009 год - 179129 тыс. рублей; ¦
¦ ¦2010 год - 124400 тыс. рублей. ¦
¦ ¦Дополнительно на финансирование мероприятий Программы ¦
¦ ¦будут привлекаться средства федерального бюджета ¦
¦(в ред. постановления
Администрации ЯНАО от 27.08.2009 № 473-А) ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции
) ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Ожидаемые ¦реализация Программы за период 2008 - 2010 годов позволит¦
¦конечные ¦увеличить: ¦
¦результаты ¦- количество малых предприятий до 2,15 тыс. единиц; ¦
¦реализации и ¦- среднесписочную численность работников, занятых на ¦
¦показатели ¦малых предприятиях, до 23,5 тыс. работников; ¦
¦социально- ¦- общий объем продукции, произведенной малыми ¦
¦экономической ¦предприятиями, до 26,8 млрд. рублей; ¦
¦эффективности ¦объем налоговых поступлений от субъектов малого ¦
¦ ¦предпринимательства в бюджеты Ямало-Ненецкого автономного¦
¦ ¦округа составит 1140 млн. рублей ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
I. Характеристика проблем, на решение которых
направлена Программа
Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Законом
Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2008 года № 128-ЗАО "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе", в целях реализации государственной политики Российской Федерации в сфере развития малого и среднего предпринимательства на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ).
Становление свободного и социально ответственного предпринимательства является стратегическим направлением государственной политики Российской Федерации. Развитие малого и среднего предпринимательства необходимо для дальнейшего поступательного развития России, роста благосостояния и безопасности граждан. Гармоничное развитие малого и среднего предпринимательства происходит только в условиях объективного государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности.
Стратегией
социально-экономического развития автономного округа до 2020 года развитие малого предпринимательства определено приоритетным направлением социально-экономического развития наряду с такими направлениями, как улучшение условий жизни населения и развитие инфраструктуры региона.
Роль и вклад малого и среднего предпринимательства в социально-экономическое развитие региона трудно переоценить. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.
По состоянию на 1 января 2007 года на территории автономного округа действовало 1839 малых предприятий и 11957 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. В расчете на 100000 человек населения автономного округа приходится 344 малых предприятия, тогда как в среднем по Российской Федерации данный показатель составляет 720, а в странах Европейского Союза - более 2500 единиц.
Занятость на малых предприятиях на начало 2007 года составила 21,5 тысячи человек, или 7,2% от экономически активного населения автономного округа, при среднероссийском показателе 17,8%, в странах Европейского Союза - 55%.
Объем продукции (работ, услуг), производимой малыми предприятиями автономного округа, в 2006 году составил 17065,2 млн. рублей, а его доля в валовом региональном продукте автономного округа всего 3%, что является характерным для регионов, имеющих сильно выраженную энерго-сырьевую направленность. При этом в Российской Федерации данный показатель составляет 36%, а в странах Европейского Союза - 46%.
Специфика автономного округа, выражающаяся в сложных природно-климатических условиях, отдаленности от экономических центров Российской Федерации, сезонности транспортных путей внутри региона до большинства населенных пунктов, экономической неразвитости сельскохозяйственных районов и моноотраслевой направленности городов, оказывает существенное негативное влияние на процессы создания и функционирования малого предпринимательства, препятствуя его всестороннему развитию.
Анализ распределения численности занятых в малом бизнесе по территории региона показывает, что 91% от общего числа представителей малого бизнеса сосредоточен в городах автономного округа. В муниципальных районах, где большая часть населения представлена коренными малочисленными народами Севера, малое предпринимательство развито незначительно.
Распределение малого бизнеса по отраслям народного хозяйства в последние годы остается неизменным, наиболее привлекательными для малых предприятий по-прежнему являются такие отрасли, как строительство, торговля и транспорт. Остальные отрасли народного хозяйства в автономном округе выражены недостаточно, что свидетельствует о необходимости корректировки отраслевой структуры малого предпринимательства и оказания государственной поддержки развитию приоритетных для территорий видов деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" конкретные меры поддержки малого предпринимательства осуществляются посредством программ, с помощью которых органы власти могут обеспечить целенаправленность, скоординированность и эффективность действий, призванных улучшить условия развития данного сектора экономики.
В автономном округе государственная поддержка развития малого предпринимательства традиционно осуществляется программно-целевым методом, что дало возможность добиться определенных положительных результатов в данном направлении.
Главной проблемой в развитии предпринимательства в автономном округе остается недостаточно развитая инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства, поэтому важнейшей задачей в сфере развития предпринимательства на территории автономного округа остается дальнейшее формирование инфраструктуры, обеспечивающей доступность необходимых финансовых и имущественных ресурсов, информационных, консультационных, маркетинговых и иных услуг. Одним из наиболее эффективных инструментов комплексной поддержки в данном направлении является создание бизнес-инкубаторов, поскольку именно они дают возможность, во-первых, заложить основы новой генерации малых предприятий, во-вторых, поддержать уже действующих предпринимателей, в-третьих, образовать среду, направленную на содействие развитию предпринимательства.
В целях решения проблемы отсутствия свободных государственных и муниципальных помещений, пригодных для размещения бизнес-инкубаторов, в рамках реализации предшествующих окружных целевых программ государственной поддержки малого предпринимательства в автономном округе были начаты мероприятия по строительству и приобретению зданий бизнес-инкубаторов в городах автономного округа. Поэтому мероприятия настоящей Программы будут направлены на завершение ранее принятых обязательств по созданию бизнес-инкубаторов в городах Муравленко, Ноябрьске, Салехарде, Надыме, Новом Уренгое.
Деятельность субъектов малого предпринимательства остается во многом зависимой от эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, так как решение большей части вопросов по созданию благоприятной среды для развития малого предпринимательства находится в их ведении и компетенции. Поэтому задачей настоящей Программы является развитие поддержки предпринимательства на муниципальном уровне, в связи с чем предусмотрено софинансирование программ поддержки предпринимательства муниципальных образований в автономном округе.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности, осуществляемое посредством принятия правовых актов, является одним из основных рычагов государства, обеспечивающим гармоничное развитие бизнеса в соответствии с социально-экономической ситуацией, тенденциями развития территории и потребностями общества. Взвешенное и обоснованное правовое регулирование призвано защитить бизнес и общество, производителя и потребителя от чрезмерного развития негативных сторон, присущих рыночной экономике.
По-прежнему высокими остаются административные барьеры на пути развития малого предпринимательства, нуждается в упорядочении сфера контроля и надзора за деятельностью предпринимателей, в связи с чем актуальными остаются вопросы проведения в автономном округе административной реформы в органах власти и органах местного самоуправления.
Субъекты малого предпринимательства нередко сталкиваются с проблемами, возникающими из монополистического положения на рынке отдельных крупных и средних предприятий, в том числе в сфере транспорта, связи и жилищно-коммунального комплекса. Необходимо общее развитие предпринимательской и конкурентной среды на территории автономного округа, внедрение механизмов, ограничивающих монополистическую деятельность крупных и средних предприятий.
Крайне низкими остаются количество и объемы производства малых форм хозяйствования в сфере агропромышленного комплекса. Основное производство обеспечивают крупные хозяйства, зачастую являющиеся неэффективными и высоко затратными. Развитие малых форм хозяйствования должно быть приоритетом в программах развития агропромышленного комплекса автономного округа. Недостаточно развито малое предпринимательство в сфере жилищно-коммунального комплекса. В то же время для этого на федеральном уровне создано необходимое нормативное обеспечение. Преимущественное развитие малого и среднего предпринимательства в отдельных отраслях будет обеспечиваться с привлечением отраслевых органов исполнительной власти.
Предпринимательские структуры все еще слабо включаются в решение проблем социально-экономического развития муниципальных образований. Для субъектов малого предпринимательства автономного округа характерны низкие взаимные интеграционные процессы. Так, далеко не во всех муниципальных образованиях и населенных пунктах действуют общественные объединения и союзы предпринимателей, мало используются возможности кредитной кооперации.
Комплексно анализируя социально-экономическое положение автономного округа, его финансовую и рыночную инфраструктуру, можно сделать вывод, что экономическая и правовая среда в автономном округе еще недостаточно благоприятна для развития малого и среднего предпринимательства. Сложилась ситуация, при которой развитие предпринимательства, особенно в приоритетных направлениях и в производственной сфере, может происходить лишь при условии получения целенаправленного содействия и координации со стороны государственных и муниципальных структур.
В то же время малое предпринимательство как основополагающий сектор экономики в странах с рыночными отношениями способно в силу своей активности, адаптивности и самоорганизации при должной государственной политике регулирования и поддержки обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект. Поэтому активизация действий органов власти в части поддержки развития малого предпринимательства по-прежнему является актуальной, а нерешенность назревших проблем в этой области в дальнейшем может существенно затормозить экономическое развитие региона.
Развивающийся мировой финансовый кризис ярко обозначил одну из проблем, препятствующую развитию предпринимательства, - это крайне низкая доступность кредитных ресурсов и высокие процентные ставки по кредитам. Кроме того, наметилась тенденция к снижению спроса на продукцию (работы, услуги), производимую (реализуемую) малым и средним бизнесом. В таких условиях создание новых предприятий становится практически невозможно. В то же время сокращение штатов на крупных и средних предприятиях остро ставит перед органами власти задачу по трудоустройству безработных граждан и молодежи.
Решение этой задачи можно обеспечить путем создания новых малых предприятий и увеличением самозанятости граждан. В этих целях в 2008 году принят ряд законов и нормативных правовых актов автономного округа, направленных на поддержку предпринимательства. Но это представляется недостаточным. Необходимо кратно повысить доступность кредитных ресурсов, а также всемерно содействовать снижению издержек в секторе малого предпринимательства.
Несмотря на имеющиеся положительные результаты, при осуществлении поддержки субъектов малого предпринимательства в автономном округе до настоящего времени не получили должного развития лизинговые механизмы финансирования инвестиционных проектов малого предпринимательства, являющиеся для отраслей промышленности, транспорта и строительства наиболее предпочтительными.
Для решения перечисленных проблем будет продолжена деятельность исполнительных органов государственной власти автономного округа, направленная на:
- снижение налогового бремени, возложенного на малое предпринимательство;
- снижение арендных платежей на имущество и землю, находящиеся в пользовании у предпринимателей;
- снижение административного давления на бизнес;
- упрощение условий присоединения предприятий к коммунальной инфраструктуре;
- развитие механизмов, обеспечивающих повышение доступности кредитных ресурсов для малого бизнеса;
- развитие грантовой поддержки начинающих предпринимателей.
Для ускорения темпов экономического роста автономного округа, ликвидации дисбаланса в развитии территорий, борьбы с бедностью и безработицей основной задачей настоящей Программы ставится стимулирование создания новых малых предприятий, повышение их конкурентоспособности, увеличения занятости работников в секторе малого и среднего предпринимательства.
Формы и виды поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки, осуществляются исполнительными органами государственной власти автономного округа в соответствии с полномочиями, предусмотренными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Законом
автономного округа от 25 декабря 2008 года № 128-ЗАО "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе", порядком и условиями, предусмотренными настоящей Программой, иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и автономного округа.
Эффективность реализации Программы будет оцениваться по показателям (индикаторам), характеризующим результативность развития малого и среднего предпринимательства, путем сравнения плановых и фактических показателей статистической отчетности в соответствии с приложением
к настоящей Программе.
Программа реализуется в один этап в течение 2008 - 2010 годов.
II. Основные цели и задачи Программы
Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в автономном округе является частью государственной социально-экономической политики Российской Федерации и представляет собой совокупность правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение реализации целей, установленных Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Целями Программы являются:
- обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства;
- формирование конкурентной среды в экономике автономного округа;
- обеспечение занятости населения и развитие самозанятости.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- формирование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, обеспечивающей доступность необходимых финансовых, имущественных и информационных ресурсов, предоставление консультационных, маркетинговых и иных необходимых для развития малого и среднего предпринимательства услуг;
- стимулирование и развитие поддержки предпринимательства на муниципальном уровне;
- совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих деятельность малого и среднего предпринимательства;
- повышение квалификации субъектов, занятых в малом и среднем предпринимательстве;
- изучение тенденций и мониторинг развития малого и среднего предпринимательства, формирование на их основе эффективной государственной политики;
- снижение административного давления на бизнес;
- развитие общественных организаций предпринимателей;
- трудоустройство безработных граждан и молодежи;
- развитие межрегионального сотрудничества и выставочной деятельности;
- повышение имиджа предпринимательской деятельности.
Необходимо отметить, что для достижения целей в области социально-экономического развития автономного округа, в том числе и создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, расширены рамки действующей программы поддержки предпринимательства и сформированы самостоятельные, специализированные направления поддержки для отдельных категорий хозяйствующих субъектов и отраслей в зависимости от существующих проблем. Поэтому, помимо настоящей Программы, на территории автономного округа действуют другие программы, в рамках которых реализуются направления поддержки, рекомендованные Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Оказание поддержки хозяйствам в сфере агропромышленного комплекса на территории автономного округа, в том числе и субъектам малого и среднего предпринимательства, проводится в рамках реализации окружной целевой программы
"Развитие агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 - 2010 годы". Финансовая поддержка сельскохозяйственных производителей, организаций агропромышленного комплекса, крестьянских (фермерских) хозяйств, организаций потребкооперации, сельскохозяйственных потребительских кооперативов будет осуществляться в соответствии с нормативными правовыми актами Администрации автономного округа.
Поддержка в области инноваций и промышленного производства осуществляется в рамках реализации ведомственной целевой программы
"Развитие инновационной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе" на 2009 - 2011 годы.
Поддержка возрождения и популяризации декоративно-прикладного искусства и ремесел коренных малочисленных народов Севера на территории автономного округа осуществляется в рамках реализации окружных целевых программ: "Культура Ямала (2006 - 2010 годы)"
и "Культура, язык, традиционный образ жизни
коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 - 2011 годы".
Поддержка и стимулирование развития молодежного предпринимательства реализуется в рамках окружной целевой программы
"Молодежь Ямала (2007 - 2010 годы)".
Финансовая поддержка производителей хлеба осуществляется в соответствии с Законом
автономного округа от 6 октября 2006 года № 47-ЗАО "О государственной поддержке производителей хлеба в Ямало-Ненецком автономном округе и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по поддержке производителей хлеба", на основании постановления
Администрации автономного округа от 22 февраля 2007 года № 74-А "О порядке и условиях предоставления государственной поддержки производителям хлеба".
В целях обеспечения занятости населения и развития самозанятости на территории автономного округа принята целевая программа
содействия занятости населения автономного округа на 2008 - 2010 годы.
В условиях финансового кризиса, в целях принятия превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий увольнения работников и предупреждению роста безработицы в автономном округе принята программа
дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда автономного округа в 2009 году, которой предусмотрены меры по содействию развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, в том числе оказание им организационной, консультационной и финансовой (грантовой) поддержки при организации собственного дела.
В целях сокращения административного регулирования, препятствующего развитию предпринимательства, дебюрократизации экономики и координации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на территории автономного округа реализуется окружная целевая программа
"Административная реформа ЯНАО на 2009 - 2011 годы".
Поэтому при разработке настоящей Программы и определении перечня
мероприятий, подкрепленных финансированием, такие направления поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, как финансовая, имущественная поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества и сельского хозяйства не были включены в перечень
программных мероприятий.
]]>¦ ¦Создание инфраструктуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 2.2. ¦финансовой поддержки малого и ¦ ¦32000,0 ¦42000,0 ¦74000,0 ¦
¦ ¦среднего предпринимательства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦Создание и пополнение фондов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦некоммерческой организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(микрофинансовой организации) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦для целей обеспечения доступа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦малых предприятий и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.2.1.¦организаций инфраструктуры ¦ ¦32000,0 ¦42000,0 ¦74000,0 ¦
¦ ¦поддержки малого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предпринимательства к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦финансовым ресурсам, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦посредством предоставления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦займов (микрофинансовой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организации) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦ Финансирование муниципальных программ развития субъектов ¦
¦ ¦ малого и среднего предпринимательства ¦
¦ 3. ¦ (пункт 11 статьи 4
Закона Ямало-Ненецкого автономного округа ¦
¦ ¦ от 25 декабря 2008 года № 128-ЗАО, пункт 7 части 1 статьи 10 ¦
¦ ¦ Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ) ¦
+------+------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦Софинансирование муниципальных¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программ развития малого и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 3.1. ¦среднего предпринимательства ¦12500,0 ¦30000,0 ¦16000,0 ¦58500,0 ¦
¦ ¦по результатам проведенного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конкурса ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦Предоставление Грантов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.1.1.¦начинающим малым предприятиям ¦ ¦15000,0 ¦ 7000,0 ¦22000,0 ¦
¦ ¦на создание собственного дела ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦Субсидирование части затрат, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦связанных с уплатой процентов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.1.2.¦по кредитам, привлеченным в ¦ ¦15000,0 ¦ 7000,0 ¦22000,0 ¦
¦ ¦российских кредитных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организациях, и лизинговым ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦договорам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦Реализация прочих мероприятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.1.3.¦муниципальных программ ¦12500,0 ¦ ¦ 2000,0 ¦14500,0 ¦
¦ ¦развития малого и среднего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предпринимательства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦ Информационная, консультационная и научно-методическая поддержка ¦
¦ ¦субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 3 статьи 8
,¦
¦ 4. ¦ пункт 11 статьи 4
Закона Ямало-Ненецкого автономного округа ¦
¦ ¦ от 25 декабря 2008 года № 128-ЗАО, пункт 4 части 1 статьи 10, ¦
¦ ¦ статьи 19, статьи 20, пункт 3 статьи 21 Федерального закона ¦
¦ ¦ от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ) ¦
+------+------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦Создание и сопровождение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационной базы для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 4.1. ¦субъектов малого и среднего ¦ ¦ 3000,0 ¦ 3000,0 ¦ 6000,0 ¦
¦ ¦предпринимательства в сети ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Интернет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦Проведение семинаров для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦субъектов малого и среднего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 4.2. ¦предпринимательства по ¦ 300,0 ¦ 580,0 ¦ 600,0 ¦ 1480,0 ¦
¦ ¦актуальным вопросам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦финансово-хозяйственной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦Правовая поддержка субъектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦малого и среднего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 4.3. ¦предпринимательства. ¦ ¦ 2000,0 ¦ 4000,0 ¦ 6000,0 ¦
¦ ¦Мероприятия по защите прав и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦законных интересов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предпринимателей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦ Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности ¦
¦ 5. ¦ (пункт 7 статьи 4
Закона Ямало-Ненецкого автономного округа ¦
¦ ¦ от 25 декабря 2008 года № 128-ЗАО) ¦
+------+------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦Проведение окружного конкурса ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦между средствами массовой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 5.1. ¦информации на лучшее освещение¦ 300,0 ¦ ¦ ¦ 300,0 ¦
¦ ¦предпринимательской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности и телепередач ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ 5.2. ¦Подготовка и издание сборника ¦ ¦ 660,0 ¦ 1000,0 ¦ 1660,0 ¦
¦ ¦"Малый и средний бизнес Ямала"¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦Содействие развитию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦молодежного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предпринимательства. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 5.3. ¦Разработка образовательных ¦ 500,0 ¦ 1500,0 ¦ 3000,0 ¦ 5000,0 ¦
¦ ¦программ, организация обучения¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦молодежи на курсах, по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программам развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предпринимательской инициативы¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦Изготовление и распространение¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 5.4. ¦полиграфической и рекламной ¦ ¦ 409,0 ¦ 500,0 ¦ 909,0 ¦
¦ ¦продукции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦ Содействие развитию общественных организаций предпринимателей ¦
¦ 6. ¦ (пункт 4
, пункт 6 статьи 4
Закона Ямало-Ненецкого ¦
¦ ¦ автономного округа от 25 декабря 2008 года № 128-ЗАО) ¦
+------+------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦Создание и организация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечения деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 6.1. ¦Совета по развитию малого и ¦ 200,0 ¦ 1440,0 ¦ 1500,0 ¦ 3140,0 ¦
¦ ¦среднего предпринимательства в¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Ямало-Ненецком автономном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦округе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦Поддержка и пропаганда ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности общественных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 6.2. ¦организаций, выражающих ¦ 200,0 ¦ ¦ 500,0 ¦ 700,0 ¦
¦ ¦интересы субъектов малого и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦среднего предпринимательства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦Поддержка некоммерческих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организаций, выражающих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦интересы малого и среднего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 6.3. ¦предпринимательства, ¦ ¦ ¦ 1000,0 ¦ 1000,0 ¦
¦ ¦реализующих мероприятия по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устранению административных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦барьеров и противодействию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коррупции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦ Содействие развитию межрегионального сотрудничества ¦
¦ 7. ¦ и выставочной деятельности (пункт 8 статьи 4
¦
¦ ¦ Закона Ямало-Ненецкого автономного округа ¦
¦ ¦ от 25 декабря 2008 года № 128-ЗАО) ¦
+------+------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ 7.1. ¦Проведение ежегодной выставки ¦ 2000,0 ¦ ¦ 3500,0 ¦ 5500,0 ¦
¦ ¦"Малый и средний бизнес Ямала"¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦Участие в региональных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦федеральных мероприятиях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 7.2. ¦поддержки малого и среднего ¦ 500,0 ¦ 2000,0 ¦ 1500,0 ¦ 4000,0 ¦
¦ ¦предпринимательства. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Организация деловых миссий и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изучение передового опыта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦ Финансовая поддержка субъектов ¦
¦ 8. ¦ малого и среднего предпринимательства ¦
¦ ¦ (статья 9
Закона Ямало-Ненецкого автономного округа ¦
¦ ¦ от 25 декабря 2008 года № 128-ЗАО) ¦
+------+------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦Реализация механизма ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦государственно-частного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦партнерства, направленного на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦компенсацию затрат субъектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦малого предпринимательства на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 8.1. ¦оплату стоимости ¦ ¦ ¦ 3000,0 ¦ 3000,0 ¦
¦ ¦гарантий (поручительств) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦региональных гарантийных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фондов (фондов поручительств) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по обязательствам субъектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦малого предпринимательства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦Предоставление поддержки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦субъектам малого и среднего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предпринимательства для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 8.2. ¦обеспечения их членства в ¦ ¦10000,0 ¦ ¦10000,0 ¦
¦ ¦саморегулируемой организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦строителей Ямало-Ненецкого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦автономного округа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦Предоставление грантов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦субъектам малого и среднего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 8.3. ¦предпринимательства по ¦ ¦10000,0 ¦ ¦10000,0 ¦
¦ ¦результатам конкурса ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инновационных проектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦ Имущественная поддержка субъектов ¦
¦ 9. ¦ малого и среднего предпринимательства ¦
¦ ¦ (статья 10
Закона Ямало-Ненецкого автономного округа ¦
¦ ¦ от 25 декабря 2008 года № 128-ЗАО) ¦
+------+------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦Формирование перечней ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 9.1. ¦имущества для предоставления в¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аренду субъектам малого и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦среднего предпринимательства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦Приобретение помещений для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦формирования перечней ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 9.2. ¦имущества, предоставляемого в ¦ ¦ 6000,0 ¦ ¦ 6000,0 ¦
¦ ¦аренду субъектам малого и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦среднего предпринимательства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦ Научные исследования и мониторинг состояния развития ¦
¦ 10. ¦ малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком ¦
¦ ¦ автономном округе (пункт 9 статьи 4
Закона Ямало-Ненецкого ¦
¦ ¦ автономного округа от 25 декабря 2008 года № 128-ЗАО) ¦
+------+------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦Научно-исследовательские ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работы по проблемам развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦10.1. ¦малого и среднего ¦ ¦ 1500,0 ¦ 2500,0 ¦ 4000,0 ¦
¦ ¦предпринимательства в Ямало- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Ненецком автономном округе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦Мониторинг финансовых, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономических, социальных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦иных показателей развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦10.2. ¦малого и среднего ¦ ¦ 1500,0 ¦ 2400,0 ¦ 3900,0 ¦
¦ ¦предпринимательства и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эффективности применения мер ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по его развитию в Ямало- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Ненецком автономном округе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦Иные мероприятия по развитию малого и среднего предпринимательства¦
¦ 11. ¦ в Ямало-Ненецком автономном округе (пункт 2
, пункт 10
, ¦
¦ ¦ пункт 11 статьи 4
Закона Ямало-Ненецкого автономного округа ¦
¦ ¦ от 25 декабря 2008 года № 128-ЗАО) ¦
+------+------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦Организация взаимодействия с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Минэкономразвития России по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вопросам поддержки субъектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦малого и среднего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предпринимательства за счет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средств федерального бюджета, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦другими субъектами Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации, исполнителями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦11.1. ¦мероприятий программы (выезды ¦ ¦ 253,8 ¦ 300,0 ¦ 553,8 ¦
¦ ¦с целью согласования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мероприятий, соглашений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проектов нормативно-правовых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦актов, представления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отчетности, участия в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦совещаниях, презентации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦разработанных проектов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦участия в обучающих семинарах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и т.д.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦Обеспечение ведения реестра ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦субъектов малого и среднего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦11.2. ¦предпринимательства - ¦ ¦ 180,0 ¦ 300,0 ¦ 480,0 ¦
¦ ¦получателей поддержки и другое¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ресурсное обеспечение окружной¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦целевой программы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Итого из средств окружного бюджета, ¦96140,0 ¦179129,0¦124400,0¦399669,0¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦капитальные ¦79640,0 ¦82106,2 ¦36800,0 ¦198546,2¦
+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦текущие ¦16500,0 ¦97022,8 ¦87600,0 ¦201122,8¦
+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦СПРАВОЧНО ¦
+-------------------------------------------------------------------------+
¦ Дополнительный источник финансирования (федеральный бюджет): ¦
+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Создание и содействие развитию ¦13621,0 ¦27400,0 ¦ ¦41021,0 ¦
¦инфраструктуры поддержки малого и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦среднего предпринимательства, в том ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦числе строительство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦бизнес-инкубаторов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Формирование инфраструктуры ¦ ¦32000,0 ¦42000,0 ¦74000,0 ¦
¦финансовой поддержки субъектов малого¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и среднего предпринимательства (фонды¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦микрофинансирования, гарантий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(поручительств) инвестиций) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Реализация иных мероприятий субъектов¦ ¦30000,0 ¦16000,0 ¦46000,0 ¦
¦Российской Федерации по поддержке и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦развитию малого предпринимательства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Итого средств, привлекаемых из ¦13621,0 ¦89400,0 ¦58000,0 ¦161021,0¦
¦федерального бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Итого на реализацию Программы за счет¦109761,0¦268529,0¦182400,0¦560690,0¦
¦всех источников финансирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+