АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2009 г. № 347-А
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
"ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА ДЕТЕЙ
В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ НА 2009 - 2010 ГОДЫ
"ДОРОГА ДОМОЙ"
В соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351, Концепцией
семейной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденной постановлением Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 ноября 2004 года № 1501, Законом
Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 ноября 2006 года № 79-ЗАО "О семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Ямало-Ненецком автономном округе", решением правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, о проведении конкурсного отбора программ субъектов Российской Федерации по программе Фонда "Лига помощи" (протокол от 23 декабря 2008 года № 2), в целях проведения в Ямало-Ненецком автономном округе ранней профилактики семейного и детского неблагополучия, социального сиротства, сохранения семьи для ребенка, развития межведомственной системы профилактики лишения родительских прав Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу
"Профилактика социального сиротства детей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2009 - 2010 годы "Дорога домой" (далее - региональная программа).
2. Определить органом управления региональной программой
департамент по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа.
3. Руководителям исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, ответственным за выполнение региональной программы
:
3.1. обеспечить выполнение региональной программы
в соответствии с установленными сроками;
3.2. ежеквартально, до 7 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в департамент по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа информацию о ходе выполнения мероприятий региональной программы
с указанием достижения ожидаемых результатов.
4. Рекомендовать главам муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе (главам местных администраций муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе):
4.1. содействовать эффективной реализации региональной программы
;
4.2. разработать план работы по реализации мероприятий региональной программы
;
4.3. ежеквартально, до 7 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в департамент по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа информацию о ходе выполнения мероприятий региональной программы
с указанием достижения ожидаемых результатов.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директора департамента по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа Шевченко С.И.
Вице-губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
В.Н.КАЗАРИН
Утверждена
постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 25 июня 2009 г. № 347-А
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА ДЕТЕЙ
В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ НА 2009 - 2010 ГОДЫ
"ДОРОГА ДОМОЙ"
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
+------------------+------------------------------------------------------+
¦Наименование ¦ "Профилактика социального сиротства детей в¦
¦Программы ¦Ямало-Ненецком автономном округе на 2009 - 2010 годы¦
¦ ¦"Дорога домой" (далее - Программа) ¦
+------------------+------------------------------------------------------+
¦Основание ¦ решение Координационного совета по реализации¦
¦для разработки ¦основных направлений семейной политики, социальной¦
¦Программы ¦поддержке, защите прав и законных интересов семьи,¦
¦ ¦материнства, отцовства и детства в Ямало-Ненецком¦
¦ ¦автономном округе от 22 декабря 2008 года ¦
+------------------+------------------------------------------------------+
¦Орган управления ¦ департамент по труду и социальной защите населения¦
¦Программой ¦Ямало-Ненецкого автономного округа ¦
+------------------+------------------------------------------------------+
¦Разработчик ¦ департамент по труду и социальной защите населения¦
¦Программы ¦Ямало-Ненецкого автономного округа ¦
+------------------+------------------------------------------------------+
¦Основные ¦ департамент по труду и социальной защите населения¦
¦исполнители ¦Ямало-Ненецкого автономного округа; ¦
¦Программы ¦ департамент образования Ямало-Ненецкого автономного¦
¦ ¦округа; ¦
¦ ¦ департамент по молодежной политике Ямало-Ненецкого¦
¦ ¦автономного округа; ¦
¦ ¦ департамент культуры Ямало-Ненецкого автономного¦
¦ ¦округа; ¦
¦ ¦ агентство по физической культуре и спорту¦
¦ ¦Ямало-Ненецкого автономного округа; ¦
¦ ¦ комиссия по делам несовершеннолетних и защите их¦
¦ ¦прав Ямало-Ненецкого автономного округа; ¦
¦ ¦ органы местного самоуправления; ¦
¦ ¦ социозащитные учреждения муниципальных образований¦
¦ ¦в Ямало-Ненецком автономном округе ¦
+------------------+------------------------------------------------------+
¦Сроки реализации ¦2009 - 2010 годы ¦
¦Программы ¦ ¦
+------------------+------------------------------------------------------+
¦Цель Программы ¦ ранняя профилактика семейного и детского¦
¦ ¦неблагополучия, социального сиротства, сохранение¦
¦ ¦семьи для ребенка. Сокращение числа лишений¦
¦ ¦родительских прав ¦
+------------------+------------------------------------------------------+
¦Задачи Программы ¦ 1. Формирование межведомственной системы¦
¦ ¦профилактики лишения родительских прав, семейного и¦
¦ ¦детского неблагополучия. ¦
¦ ¦ 2. Снижение числа семей, находящихся в социально¦
¦ ¦опасном положении, снижение числа лишений родительских¦
¦ ¦прав. ¦
¦ ¦ 3. Постепенный переход от воспитания детей в¦
¦ ¦учреждениях интернатного типа к семейным формам¦
¦ ¦жизнеустройства детей. ¦
¦ ¦ 4. Мотивирование семей, находящихся в социально¦
¦ ¦опасном положении, на собственную активность в решении¦
¦ ¦проблем ¦
+------------------+------------------------------------------------------+
¦Целевая группа, ¦ 1103 семьи, находящиеся в социально опасном¦
¦на которую ¦положении, включающие родителей, не выполняющих¦
¦направлена ¦надлежащим образом своих обязанностей по воспитанию,¦
¦деятельность ¦обучению и содержанию детей; ¦
¦по Программе ¦ 2080 детей, находящихся в социально опасном¦
¦(количественные ¦положении; ¦
¦и качественные ¦ 1890 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения¦
¦показатели) ¦родителей, в том числе 364 ребенка, находящихся на¦
¦ ¦опеке и попечении, 107 детей, воспитывающихся в¦
¦ ¦приемных семьях; ¦
¦ ¦ семьи группы риска ¦
+------------------+------------------------------------------------------+
¦Перечень основных ¦ 1. Развитие системы раннего выявления
и¦
¦мероприятий ¦предупреждения семейного и детского неблагополучия. ¦
¦Программы ¦ 2. Внедрение эффективных технологий работы
с семьей¦
¦ ¦и детьми. ¦
¦ ¦ 3. Профилактика вторичного сиротства
, повышение¦
¦ ¦социальной устойчивости воспитанников социозащитных¦
¦ ¦учреждений, детских домов. ¦
¦ ¦ 4. Информационная поддержка реализации Программы
¦
+------------------+------------------------------------------------------+
¦Объем и источники ¦ 2009 год - 6040,0 тыс. рублей, ¦
¦финансирования ¦ в том числе: ¦
¦Программы ¦ 4580,0 - средства окружного бюджета, ¦
¦(в текущих ценах ¦ 1460,0 - средства, предусмотренные в виде гранта¦
¦года разработки, ¦Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной¦
¦по годам ¦ситуации; ¦
¦реализации и ¦ 2010 год - 14007,0 тыс. рублей, ¦
¦источникам ¦ в том числе: ¦
¦финансирования ¦ 10107,0 - средства окружного бюджета; ¦
¦Программы) ¦ 3900,0 - средства, запрашиваемые в виде гранта¦
¦ ¦Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной¦
¦ ¦ситуации ¦
+------------------+------------------------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные¦ 1. Увеличение числа семей, получивших¦
¦результаты ¦социально-психолого-педагогическую помощь, на 5¦
¦Программы ¦процентов. ¦
¦ ¦ 2. Снижение удельного веса детей, находящихся в¦
¦ ¦социально опасном положении, до 3,0 (% от численности¦
¦ ¦детского населения автономного округа). ¦
¦ ¦ 3. Увеличение удельного веса детей, получивших¦
¦ ¦социальную реабилитацию в специализированных¦
¦ ¦учреждениях для несовершеннолетних до 67,0 (% от¦
¦ ¦общего числа безнадзорных и беспризорных детей). ¦
¦ ¦ 4. Уменьшение числа лишений родительских прав на 5¦
¦ ¦процентов ¦
+------------------+------------------------------------------------------+
I. Содержание проблемы лишений родительских прав
и обоснование необходимости ее решения
программно-целевым методом
Одной из существенных проблем социального характера в современном обществе выступает увеличение числа детей, оставшихся по тем или иным причинам без попечения родителей. По разным подсчетам свыше 70% детей, оставшихся без попечения родителей, стали таковыми при живых родителях. Кризис семьи часто ставит ребенка в экстремальное, часто угрожающее его жизни положение.
Российское законодательство устанавливает обязанность родителей воспитывать и заботиться о своих детях. За неисполнение или недостаточное исполнение своих обязанностей предусмотрена ответственность родителей или лиц, их заменяющих. Следует отметить, что федеральная нормативная правовая база не содержит четкого определения понятия "неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию и воспитанию". Это приводит к тому, что к ответственности родители привлекаются, как правило, когда положение семьи становится критическим либо дети совершают противоправные действия. Наиболее частой мерой решения проблем семьи стало лишение родителей родительских прав и передача детей в интернатные учреждения.
Однако, как свидетельствуют научные исследования, именно семья выступает наиболее оптимальным социальным институтом для гармоничного развития личности ребенка, его социализации, подготовки к семейной жизни. Задача государства - обеспечить ребенку право жить в семье. Следует учесть и то, что у детей, живущих в специализированных учреждениях, формируются принципиально иные, отличные от детей, живущих в семьях, механизмы, особенно в эмоциональной сфере, при помощи которых им приходится приспосабливаться к условиям жизни. Значительная часть детей хочет вернуться в семью, так как никакое, даже самое образцовое специализированное учреждение, не даст ребенку главного - тепла семейного очага, общения с близкими людьми.
Это определяет необходимость развития профилактического блока услуг, смещение акцента в работе социальных учреждений в сторону развития механизмов профилактики социального сиротства, позволяющих прервать воспроизведение круга социального сиротства и сократить число семей, которые в него вовлекаются.
Выявлять и развивать внутренний ресурс семьи - основная задача специалистов, оказывающих поддержку неблагополучной семье. Организация интенсивной коррекционной работы не только с ребенком, но с семьей в целом, улучшение детско-родительских отношений позволяют создать условия для сохранения целостности семьи.
В Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) ведется планомерная работа, направленная на снижение числа социальных сирот, семей, находящихся в социально опасном положении, и семей группы риска.
С целью изучения положения семей в автономном округе проведены научно-исследовательские работы, такие как "Изучение проблемы разводов: на примере населения города Надыма" (2005 год), "Проблема насилия в семье" (2006 год), "Образ отцовства в представлениях жителей Ямало-Ненецкого автономного округа" (2007 год), "Проблемы супружеских и детско-родительских отношений в семьях Ямало-Ненецкого автономного округа" (2007 год), результаты которых легли в основу построения проекта программы "Дорога домой". Результаты исследований, проведенные на территории автономного округа, позволили получить достоверные данные о состоянии социального самочувствия семей и степени удовлетворенности внутрисемейными отношениями.
Анализ положения семей в автономном округе свидетельствует о постепенном снижении количества семей, находящихся в социально опасном положении. Так, за период с 2006 года численность семей, состоящих на учете в органах социальной защиты населения муниципальных образований в автономном округе как неблагополучных, сократилась на 11,5%.
В целях расширения семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, проводится работа по созданию и финансированию семейно-воспитательных групп на базе специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
Повысились показатели семейного жизнеустройства несовершеннолетних, временно проживающих в стационарных отделениях учреждений социального обслуживания семей и детей: увеличилось количество детей, переданных под опеку и усыновление. Если на 1 января 2006 года под опекой находилось 62,5% от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то на 1 января 2009 года - 71%.
Количество приемных семей за 2008 год увеличилось на 28%, при этом количество воспитывающихся в них детей увеличилось на 24%.
Отмечается рост численности детей, воспитанников социозащитных учреждений, возвращенных после прохождения реабилитации в родные семьи. Если в 2006 году возвращены в родные семьи 79% от общего числа прошедших реабилитацию, то в 2007 году показатель составил 86%.
Отмечается тенденция к сокращению общей численности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, за период с 2006 года на 12%.
Тем не менее проблема социального сиротства, построения работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, и семьями группы риска сохраняет свою актуальность.
Если в 2006 году в отношении 255 детей родители лишены родительских прав, в 146 случаях оба или единственный родитель, то в 2008 году в отношении 299 детей родители лишены родительских прав, а в 174 случаях оба или единственный родитель. При этом ограничение в родительских правах как мера, дающая шанс на восстановление семьи, при общей положительной динамике, используется значительно реже: в 2006 году - 37 случаев, в 2007 - 55 случаев, в 2008 году - 62 случая.
В настоящее время 3,2% детей от общей численности детского населения автономного округа находятся в социально опасном положении. При этом только 63% детей, нуждающихся в социальной реабилитации, получают необходимую помощь.
Возникла насущная потребность в модернизации системы работы с семьей в целом, смещении акцента в работе с коррекционного направления в сторону профилактического, расширении спектра превентивных мер. И автономный округ имеет необходимый для этого потенциал.
Организация работы по решению существующей проблемы ведется в нескольких направлениях:
1. Непосредственная социально-педагогическая работа с членами семьи, детьми, родителями, семейным окружением:
1.1. экстренное реагирование в случае возникновения критической ситуации, требующей немедленного вмешательства специалистов по работе с семьей (деятельность "мобильных бригад");
1.2. организация работы со всеми членами семьи предполагает осуществление параллельной профилактической работы с детьми, родителями, семейным окружением. При реализации Программы учитывается тот факт, что для реального выхода семьи из социально опасного положения необходимо учитывать выбор подхода к оказанию помощи: наиболее оптимальным является повышение активности самих членов семьи, их желание, стремление изменить ситуацию к лучшему, повышение мотивации на выход из социально опасного положения.
2. Развитие "Школ опекунов", позволяющих оказать необходимую психолого-педагогическую, юридическую помощь тем, кто уже взял ребенка на воспитание в семью, либо потенциальным кандидатам.
3. Развитие различных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью.
4. Формирование информационного поля, ориентированного на благополучную, социально стабильную семью, способствующего формированию основ здорового образа жизни.
Многие дети из дисфункциональных семей лишены условий для организационного содержательного досуга. Они не имеют возможности посещать спортивные, оздоровительные, культурно-массовые учреждения. Поэтому мероприятиям по организации досуга детей из семей, находящихся в социально опасном положении, отведено немаловажное место в реализации Программы.
II. Цель, задачи, сроки реализации Программы
Цель - ранняя профилактика семейного и детского неблагополучия, социального сиротства, сохранение семьи для ребенка. Сокращение числа лишений родительских прав.
Задачи:
1. Формирование межведомственной системы профилактики лишения родительских прав, семейного и детского неблагополучия.
2. Снижение числа семей, находящихся в социально опасном положении, снижение числа лишений родительских прав.
3. Постепенный переход от воспитания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам жизнеустройства детей.
4. Мотивирование семей, находящихся в социально опасном положении, на собственную активность в решении проблем.
Сроки реализации региональной программы - 2009 - 2010 годы.
Для оценки эффективности реализации Программы определены следующие целевые показатели:
1. Увеличение числа семей, получивших социально-психологическую помощь, на 5 процентов.
2. Снижение удельного веса детей, находящихся в социально опасном положении, до 3,0 (% от численности детского населения автономного округа).
3. Увеличение удельного веса детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, до 67,0 (% от общего числа безнадзорных и беспризорных детей).
4. Уменьшение числа лишений родительских прав на 5%.
III. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты
1. Развитие системы раннего выявления и предупреждения семейного и детского неблагополучия.
1.1. Проведение анализа причин лишения родительских прав за 2006 - 2008 годы.
1.2. Внедрение региональной межведомственной информационной системы "Банк данных о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении, семей группы риска".
1.3. Реализация "пилотных" проектов на территории муниципальных образований в автономном округе по внедрению участковых социальных служб. Оснащение социозащитных учреждений, участвующих в "пилотных" проектах.
Организация социальных участковых служб предполагает разделение обслуживаемой территории на отдельные участки и закрепление за ними специалистов: социальных работников, социальных педагогов и др. Целью социальных участковых служб является своевременное выявление и сопровождение семей в социально опасном положении и семей "группы социального риска", проживающих на участке.
Для проведения эффективной работы на каждый территориальный участок составляется социальный паспорт, где указывается количественный и качественный состав основных категорий семей, дается социокультурная характеристика с указанием проблемных зон. На основе проведенного анализа планируется оказание психолого-педагогической помощи отдельным категориям семей, имеющим несовершеннолетних детей, разрабатываются и реализуются семейные коррекционные программы, информационно-просветительская работа, первичная диагностика семьи при формировании программы сопровождения, оказание социальной помощи семье, оперативное реагирование в случаях угрозы жизни и здоровью ребенка.
Внедрение участковых социальных служб планируется на базе 6 социозащитных учреждений, в работе которых будет задействовано около 30 сотрудников различных ведомств. Для ведения данной работы требуется дополнительное оснащение учреждений компьютерной и оргтехникой.
В 2008 году в целом социальную помощь от 6 учреждений социального обслуживания населения, планируемых к участию в реализации "пилотного проекта", получили 2627 семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Деятельность участковых социальных служб повысит эффективность работы с семьями путем увеличения на 15% количества семей, получивших социально-психолого-педагогическую помощь, преимущественно консультативную, с использованием потенциала сотрудников данных социозащитных учреждений.
Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении, будет поставлена на системную основу, что повлечет оздоровление обстановки в особо проблемных семьях, окажет благотворное влияние на ситуацию в автономном округе в целом: позволит снизить удельный вес детей, находящихся в социально опасном положении, до 2,3% от численности детского населения автономного округа, число лишений родительских прав - на 5%. Кроме того, проводимая работа позволит предупредить переход семей из "группы социального риска" в состояние социально опасного положения.
1.4. Совершенствование структуры специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, - внедрение в деятельность учреждений и развитие групп дневного пребывания, реализующих различные программы поддержки, социальной реабилитации семей и детей, в том числе клубов "Дочки-матери", "Мы вместе". Создание благоприятных и безопасных условий пребывания воспитанников.
В связи с тем, что акцент в работе социозащитных учреждений все больше смещается в сферу жизнедеятельности семьи, выбору способов работы без изъятия ребенка из семьи, особое внимание уделяется совершенствованию деятельности отделений дневного пребывания детей на базе данных учреждений. Деятельность дневных отделений направлена на реабилитацию несовершеннолетних и их семей, находящихся на ранних стадиях дезадаптации и разрушения. Причинами помещения детей на дневное отделение учреждения может быть не только опасная ситуация в семье, но и любая иная трудная жизненная ситуация, в том числе материальные затруднения, бытовая неустроенность, сложный режим работы единственного родителя и др. Дневные отделения учреждений оказывают значительную помощь таким родителям: детям создаются все необходимые условия - комфортное проживание, питание, медицинская и психологическая помощь, опека воспитателей. Поэтому деятельность данных отделений популярна среди населения и весьма эффективна с точки зрения предотвращения развития кризисных явлений в семье.
В настоящее время такие отделения функционируют в 5 из 8 социозащитных учреждений автономного округа. Количество детей, прошедших реабилитацию в дневных отделениях, в 2008 году выросло на 10% (с 246 детей в 2007 году до 271 в 2008 году), что говорит о востребованности услуг, оказываемых специалистами дневных отделений социозащитных учреждений, поэтому планируется дальнейшее развитие таких отделений в социозащитных учреждениях.
Дальнейшее развитие групп дневного пребывания на базе социозащитных учреждений и вследствие этого необходимость создания условий для оказания высококвалифицированной помощи семьям и детям, нуждающимся в социальной реабилитации, в том числе детям-инвалидам, требует дополнительного оснащения реабилитационным и другим специальным оборудованием, что позволит расширить возможности учреждений и увеличить количество детей, прошедших реабилитацию в дневных отделениях, еще на 20%, а также открыть отделения дневного пребывания во всех социозащитных учреждениях автономного округа.
1.5. Развитие на базе социозащитных учреждений служб сопровождения семей, взявших детей на воспитание в семью, социально-психолого-педагогическое сопровождение опекунских, приемных семей; развитие семейных воспитательных групп.
В автономном округе в 2008 году из 420 детей и подростков, оставшихся без родительского попечения и нуждающихся в устройстве, устроено в семьи граждан (под опеку, попечительство, в приемные семьи, усыновлено, возвращено родителям) 72,6%, что на 1,6% больше, чем в 2007 году. По состоянию на 1 января 2009 года остались неустроенными 23 ребенка, в том числе 21 ребенок находится в стационарных отделениях учреждений здравоохранения и специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
Работа сотрудников специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, направлена на содействие органам опеки и попечительства в решении вопросов дальнейшего жизнеустройства воспитанников: проводятся поиск родственников и родителей, проживающих отдельно от семьи воспитанника, консультации для кандидатов в приемные родители, опекуны, осуществляется социальный патронаж опекунских и приемных семей, организуются гостевые выходы воспитанников в семьи, воспитание детей в условиях семейных воспитательных групп, активно развивающихся в последнее время.
В 2008 году показатели семейного жизнеустройства несовершеннолетних, временно проживающих в стационарных отделениях учреждений социального обслуживания семей и детей, повысились: увеличилось число несовершеннолетних, переданных в приемные семьи, с 2 человек в 2007 году до 4 человек в 2008 году, под опеку (попечительство) с 24 человек (3,8% от общего числа прошедших реабилитацию) в 2007 году до 30 человек (5,2%) в 2008 году.
Получила развитие такая форма работы, как семейная воспитательная группа. Всего адаптационно-коррекционной работой через семейные воспитательные группы в 2008 году было охвачено 34 воспитанника социозащитных учреждений в городах Новом Уренгое, Ноябрьске, Салехарде, Губкинском, что на 29% больше, чем в 2007 году.
Положительные тенденции требуют поддержки путем развития новых форм работы с семьями, взявшими детей на воспитание, а также опекунами и потенциальными усыновителями, в том числе с целью повышения их компетентности в организации взаимоотношений с детьми, принятыми на воспитание в семью, предупреждение возвратов детей в учреждения.
В рамках мероприятия планируется разработка и апробация комплексной программы сопровождения семей, взявших детей на воспитание в семью. Внедрение Программы планируется на базе трех социозащитных учреждений путем создания служб сопровождения семей, взявших детей на воспитание в семью, осуществляющих социально-психолого-педагогическое сопровождение опекунских, приемных семей, развитие семейных воспитательных групп. В результате работы служб ожидается повышение доли детей, устроенных в семьи граждан, и качества подготовки воспитателей для семейных воспитательных групп, образование в течение 2009 года двух новых семейных воспитательных групп, в которых будут воспитываться 6 детей.
2. Внедрение эффективных технологий работы с семьей и детьми.
2.1. Внедрение в деятельность учреждений социального обслуживания семьи и детей эффективных технологий работы с детьми, в том числе использование методов арт-терапии, театрализации, акватерапии, технологий БОС и др. Обеспечение учреждений необходимым оборудованием, инвентарем, средствами осуществления социальной медико-психолого-педагогической реабилитации и адаптации несовершеннолетних и их семей.
2.2. Осуществление "пилотного" внедрения новых технологий работы с семьей, в частности методики интенсивной терапии на дому с активизацией сетевого окружения семьи и детей, использование мобильных бригад экстренного реагирования.
В целях своевременного выявления причин и условий, способствующих возникновению семейного и детского неблагополучия, на базе социозащитных учреждений создаются рабочие межведомственные группы, мобильные бригады, используются иные технологии.
В рамках мероприятия планируется распространение и внедрение в деятельность социозащитных учреждений опыта работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних "Елена", г. Губкинский, в части организации деятельности по оперативному реагированию на первичную информацию о неблагополучии в семье и организации своевременной помощи.
В указанном учреждении созданы мобильные бригады с целью быстрого реагирования на сигнал о семейном неблагополучии, в состав которых входит несколько специалистов (медицинский работник, психолог, социальный педагог, специалист по социальной работе, при необходимости - специалисты органов опеки и попечительства, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и др.). Основной задачей мобильной бригады является быстрое реагирование на сложные семейные обстоятельства, посредством выезда в семью. Дальнейшая работа с семьей проводится в соответствии с характером проблемы по специально разработанному плану. В 2007 году зарегистрировано 19 выездов мобильной бригады, в 2008 - 9 выездов мобильных бригад.
В настоящее время все большее место занимают технологии, позволяющие максимально решать вопросы сохранения для ребенка родной семьи, предупреждая разрыв детско-родительских отношений. В 2008 году в связи с активизацией деятельности дневных отделений социозащитных учреждений, работы с семьями на дому, отмечается сокращение на 20% численности детей, помещенных в стационарные учреждения. Деятельность мобильных бригад позволит улучшить работу с семьями, находящимися в социально опасном положении, а также с семьями группы риска, своевременно оказав необходимую разноплановую помощь с использованием методик интенсивной работы на дому.
В течение ряда лет количество несовершеннолетних, возвращенных в родные семьи, составляет в среднем 80%: в 2005 году - 74% от общего числа устроенных детей, в 2007 году данный показатель составляет 80,8%, что свидетельствует о повышении качества работы с семьями воспитанников учреждений.
Осуществление внедрения новых технологий позволит не допустить роста количества семей, находящихся в социально опасном положении, выше имеющегося показателя путем своевременного вмешательства в жизнедеятельность семьи; увеличить число семей, получивших социально-психолого-педагогическую помощь, на 5%; повысить долю возврата несовершеннолетних в родные семьи до 84% (из общего количества детей, прошедших реабилитацию в специальных учреждениях для несовершеннолетних в 2008 году), возвращено в родные семьи 476 человек, или 82,9% (в 2007 году - 80,8%).
2.3. Ресурсная поддержка деятельности учреждений, осуществляющих работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Организация работы с детьми из семей в социально опасном положении, семей группы риска с применением технологий "музейной педагогики", приобщения к декоративно-прикладному искусству, искусству коренных малочисленных народов Севера и др.
2.4. Организация профилактического сопровождения молодых семей, семей с негативным психологическим климатом. Мотивирование семей, находящихся в социально опасном положении, на собственную активность в решении проблем.
Одной из тенденций в работе с семьей в настоящее время является смещение акцента в работе с коррекционного направления в сторону профилактического. Организация профилактического сопровождения молодых семей, семей с негативным психологическим климатом является одной из форм ранней превентивной работы путем повышения активности самих членов семьи, их желания, стремления управлять ситуацией, изменять ее к лучшему, повышения мотивации на самостоятельное разрешение имеющихся проблем.
Развитие данного направления возможно путем расширения спектра превентивных мер. Для реализации мероприятия планируется изготовить и распространить памятки, брошюры, посвященные путям решения социально-психологических проблем семей, оптимизации супружеских и детско-родительских отношений. Планируется изготовить и распространить около 20 тыс. экземпляров брошюр и памяток разной тематики. Данная просветительская работа будет способствовать ранней профилактике социального сиротства, гармонизации детско-родительских, супружеских отношений более чем в 5 тыс. семей.
Наращивание материально-технической базы социозащитных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, весьма важно, так как оснащение рабочих мест психологов, социальных педагогов, создание в учреждениях условий для оказания высококвалифицированной помощи семьям и детям, нуждающимся в социальной реабилитации, в итоге позволяют качественно проводить реабилитационную работу с несовершеннолетними, внедрять в деятельность учреждений новые технологии, разнообразить формы и методы работы, осуществлять комплексную коррекционную работу, ориентированную на реабилитацию ребенка и его семью, увеличить число лиц, обслуживаемых в учреждениях, увеличить количество и расширить спектр оказываемых семьям и детям услуг и соответственно повлиять на ситуацию с детским и семейным неблагополучием в автономном округе.
Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
2.6. Организация и проведение окружных, межрайонных обучающих семинаров, семинаров-тренингов, направленных на предупреждение семейного и детского неблагополучия, безнадзорности. Внедрение новых форм работы с детьми и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, в том числе развитие системы ювенальной юстиции в автономном округе.
2.7. Организация и проведение совместных акций с общественными организациями ("Забота", "Нет сиротству").
3. Профилактика вторичного сиротства, повышение социальной устойчивости воспитанников социозащитных учреждений, детских домов.
2.1. Оплата обучения на курсах по приобретению профессий детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей.
2.2. Поддержка проекта "Искусство Ямала - детям".
Реализация проекта "Искусство Ямала - детям" осуществляется в сельских районах автономного округа. Проект направлен на приобретение детьми навыков в изобразительной деятельности, овладение основами декоративно-прикладного искусства, позволяет детям получить знания в области искусства Ямала, ближе познакомиться с развитием народных художественных ремесел в автономном округе, а также приобрести навыки декоративно-прикладного искусства (творчества).
2.3. Участие во Всероссийской спартакиаде воспитанников детских домов и школ-интернатов "Малые игры доброй воли".
2.4. Организация оздоровления детей в летних оздоровительных, творческих, оборонно-спортивных и палаточных лагерях на территории автономного округа.
2.5. Реализация на базе социозащитных учреждений программ, направленных на выработку разнообразных трудовых навыков, формирование трудовых интересов.
2.6. Организация проведения окружного смотра-конкурса на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Информационная поддержка реализации Программы.
4.1. Организация выпуска социальной рекламы, выпуска буклетов по вопросам трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью. Издание брошюр, информационных, методических материалов и учебных пособий для усыновителей, опекунов и приемных родителей.
4.2. Подготовка и издание, приобретение информационных материалов, методических рекомендаций, учебных пособий, памяток, брошюр по вопросам профилактики детского семейного неблагополучия, организации коррекционно-реабилитационной работы с семьей и детьми.
4.3. Формирование единого информационного пространства, ориентированного на пропаганду основ здорового образа жизни, благополучной, стремящейся к самообеспечению семьи.
4.4. Обобщение и освещение опыта воспитания детей и проблем семьи в средствах массовой информации.
4.5. Освещение проблем социального сиротства в средствах массовой информации, на сайтах департаментов, ответственных за реализацию основных направлений семейно-демографической политики.
4.6. Организация деятельности "Школы родителей", "Родительского лектория" на базе дошкольных, общеобразовательных учреждений, социозащитных учреждений.
Реализация программных мероприятий позволит повысить компетентность населения в вопросах семьи и брака, развития и воспитания детей, снизить уровень социального неблагополучия семей автономного округа за счет раннего выявления и соответствующих профилактических мероприятий, уменьшить число лишений родительских прав, обеспечить социальную реабилитацию большего количества нуждающихся детей, увеличить объем предоставления социально-психолого-педагогической помощи семьям.
Сроки реализации, конкретные исполнители и планируемые на реализацию отдельных мероприятий объемы финансовых ресурсов указаны в приложениях № № 1
, 2
к настоящей Программе.
IV. Управление Программой и контроль за ее исполнением
Управление Программой, координацию деятельности исполнителей по осуществлению мероприятий Программы и контроль за ходом реализации Программы осуществляет департамент по труду и социальной защите населения автономного округа.
Контроль за ходом реализации Программы, обеспечение целевого и эффективного использования финансовых средств осуществляется ежеквартально на основании отчетной документации.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет окружных целевых программ "Дети Ямала"
на 2008 - 2010 годы", "Молодежь Ямала
(2007 - 2010 годы)", "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками
и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы", "Социальная поддержка инвалидов
на 2008 - 2010 годы", а также средств, предусмотренных сметами социозащитных учреждений муниципальных образований в автономном округе на выплату заработной платы специалистам, осуществляющим коррекционно-реабилитационную и профилактическую работу с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в том числе в социально опасном положении.
2009 год - 6040,0 тыс. рублей,
в том числе:
4580,0 - средства окружного бюджета;
1460,0 - средства, предусмотренные в виде гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
2010 год - 14007,0 тыс. рублей,
в том числе:
]]>¦ ¦ ¦волонтерского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦движения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+-------------------+------------------+-----+------+-----+------+-----+
¦18.¦Организация ¦организация ¦департамент по ¦ 571 ¦ 0 ¦ 271 ¦ 0 ¦ 300 ¦
¦ ¦оздоровления детей ¦продуктивного ¦труду и социальной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в оздоровительных, ¦досуга, ¦защите населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦творческих, ¦формирование основ ¦автономного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экологических, ¦здорового образа ¦округа; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦археологических, ¦жизни, профилактика¦департамент по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦этнографических, ¦противоправного и ¦молодежной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оборонно- ¦антиобщественного ¦политике ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦спортивных и ¦поведения ¦автономного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦палаточных лагерях ¦ ¦округа; органы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на территории ¦ ¦местного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦автономного округа ¦ ¦самоуправления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+-------------------+------------------+-----+------+-----+------+-----+
¦ ¦Итого ¦20047¦ 1460 ¦4580 ¦ 3900 ¦10107¦
+---+----------------------------------------------------------+-----+------+-----+------+-----+
Приложение № 2
к региональной программе
"Профилактика социального сиротства детей
в Ямало-Ненецком автономном округе
на 2009 - 2010 годы "Дорога домой"
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПЛАНИРУЕМЫХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
"ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА ДЕТЕЙ
В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ НА 2009 - 2010 ГОДЫ
"ДОРОГА ДОМОЙ" СРЕДСТВ ФОНДА ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ,
НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
+---+--------------------+------+-------------------+---------------------+
¦ № ¦ Мероприятие ¦Сумма ¦ Назначение ¦ Ожидаемый результат ¦
¦п/п¦ ¦(тыс. ¦ использования ¦ ¦
¦ ¦ ¦руб.) ¦ средств ¦ ¦
+---+--------------------+------+-------------------+---------------------+
¦1. ¦Реализация ¦750,0 ¦2009 год - 300,0 ¦планируется ¦
¦ ¦"пилотных" проектов ¦ ¦тыс. рублей, ¦приобрести 15 наборов¦
¦ ¦на территории ¦ ¦2010 год - 450,0 ¦компьютерной и ¦
¦ ¦муниципальных ¦ ¦тыс. рублей. ¦оргтехники, ¦
¦ ¦образований в ¦ ¦Приобретение ¦создать условия для ¦
¦ ¦автономном округе ¦ ¦компьютерной и ¦внедрения участковых ¦
¦ ¦по внедрению ¦ ¦оргтехники для ¦социальных служб, ¦
¦ ¦участковых ¦ ¦обеспечения ¦обеспечив оснащение ¦
¦ ¦социальных служб. ¦ ¦деятельности ¦следующих учреждений:¦
¦ ¦Оснащение ¦ ¦специалистов ¦- МУ СРЦН "Доверие", ¦
¦ ¦социозащитных ¦ ¦участковых ¦г. Салехард; ¦
¦ ¦учреждений, ¦ ¦социальных служб ¦- МУ СРЦН "Садко", г.¦
¦ ¦участвующих в ¦ ¦ ¦Новый Уренгой; ¦
¦ ¦"пилотных" проектах ¦ ¦ ¦- МУ "Комплексный ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦центр социально- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦досугового ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦обслуживания детей и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦молодежи", ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦г. Ноябрьск; ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦- МУ СРЦН "Елена", ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦г. Губкинский; ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦- МУ "Центр ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦социальной помощи ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦семье и детям ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Домашний очаг", ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Надымский район; ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦- МУ "Комплексный ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦центр социального ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦обслуживания ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦населения Пуровского ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦района", ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦г. Тарко-Сале ¦
+---+--------------------+------+-------------------+---------------------+
¦2. ¦Совершенствование ¦2380,0¦приобретение для ¦планируется ¦
¦ ¦структуры ¦ ¦организации ¦приобрести ¦
¦ ¦специализированных ¦ ¦продуктивного ¦сенсорную комнату: ¦
¦ ¦учреждений для ¦ ¦проведения ¦- МУ СРЦН "Доверие", ¦
¦ ¦несовершеннолетних, ¦ ¦реабилитационных ¦г. Салехард; ¦
¦ ¦нуждающихся в ¦ ¦мероприятий с ¦- МУ "Комплексный ¦
¦ ¦социальной ¦ ¦детьми группы ¦центр социального ¦
¦ ¦реабилитации, - ¦ ¦дневного ¦обслуживания ¦
¦ ¦внедрение в ¦ ¦пребывания, ¦населения Пуровского ¦
¦ ¦деятельность ¦ ¦оснащения ¦района", ¦
¦ ¦учреждений и ¦ ¦деятельности клубов¦г. Тарко-Сале; ¦
¦ ¦развитие групп ¦ ¦"Дочки-матери", ¦кабинеты БОС: ¦
¦ ¦дневного пребывания,¦ ¦"Мы вместе": ¦- МУ "Социальный ¦
¦ ¦реализующих ¦ ¦2009 - 2010 годы - ¦приют для детей ¦
¦ ¦различные программы ¦ ¦2380,0 тыс. рублей.¦и подростков", с. ¦
¦ ¦поддержки, ¦ ¦Приобретение 2-х ¦Красноселькуп; ¦
¦ ¦социальной ¦ ¦кабинетов БОС ¦- МУ СРЦН "Доверие", ¦
¦ ¦реабилитации семей и¦ ¦психоэмоциональных,¦г. Салехард. ¦
¦ ¦детей, программ, ¦ ¦логотерапевтический¦столярную мастерскую:¦
¦ ¦направленных на ¦ ¦(560,0 тыс. ¦- МУ социальный приют¦
¦ ¦выработку ¦ ¦рублей x 2), ¦для детей и ¦
¦ ¦разнообразных ¦ ¦2-сенсорных комнат ¦подростков "Луч ¦
¦ ¦трудовых навыков, ¦ ¦(740,0 тыс. ¦надежды", пос. ¦
¦ ¦формирование ¦ ¦рублей), столярной ¦Пуровск; ¦
¦ ¦трудовых интересов, ¦ ¦мастерской (250,0 ¦Мультимедийные ¦
¦ ¦в том числе клубов ¦ ¦тыс. рублей), ¦проекторы в комплекте¦
¦ ¦"Дочки-матери", "Мы ¦ ¦мультимедийных ¦с ноутбуком: ¦
¦ ¦вместе". ¦ ¦проекторов в ¦- МУ "Центр ¦
¦ ¦Создание ¦ ¦комплекте с ¦социальной помощи ¦
¦ ¦благоприятных и ¦ ¦ноутбуком (100,0 ¦семье и детям ¦
¦ ¦безопасных условий ¦ ¦тыс. рублей x 2), ¦"Домашний очаг", ¦
¦ ¦пребывания ¦ ¦швейной мастерской ¦Надымский район; ¦
¦ ¦воспитанников ¦ ¦(70,0 тыс. рублей) ¦- МУ СРЦН "Гармония",¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦г. Ноябрьск; ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦швейную мастерскую: ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦- МУ "Социальный ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦приют для детей ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦и подростков "Луч ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦надежды", пос. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Пуровск ¦
+---+--------------------+------+-------------------+---------------------+
¦3. ¦Развитие на базе ¦300,0 ¦2009 год - 100,0 ¦планируется ¦
¦ ¦социозащитных ¦ ¦тыс. рублей, ¦приобрести ¦
¦ ¦учреждений служб ¦ ¦2010 год - 200,0 ¦мультимедийные ¦
¦ ¦сопровождения семей,¦ ¦тыс. рублей. ¦проекторы в комплекте¦
¦ ¦взявших детей на ¦ ¦Приобретение 3 ¦с ноутбуком: ¦
¦ ¦воспитание в семью, ¦ ¦наборов ¦- МУ "Социальный ¦
¦ ¦социально-психолого-¦ ¦мультимедийных ¦приют для детей ¦
¦ ¦педагогическое ¦ ¦проекторов с ¦"Ветер перемен", ¦
¦ ¦сопровождение ¦ ¦ноутбуком для ¦Надымский район; ¦
¦ ¦опекунских, ¦ ¦организации ¦- МУ СРЦН "Доверие", ¦
¦ ¦приемных семей; ¦ ¦проведения занятий ¦г. Салехард; ¦
¦ ¦развитие семейных ¦ ¦"Школы опекунов, ¦- МУ СРЦН "Садко", ¦
¦ ¦воспитательных групп¦ ¦приемных ¦г. Новый Уренгой ¦
¦ ¦ ¦ ¦родителей", ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦подготовки ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦воспитателей для ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦семейных ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦воспитательных ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦групп ¦ ¦
+---+--------------------+------+-------------------+---------------------+
¦4. ¦Осуществление ¦1500,0¦2009 год - 450,0 ¦планируется ¦
¦ ¦"пилотного" ¦ ¦тыс. рублей, ¦приобретение ¦
¦ ¦внедрения новых ¦ ¦2010 год - 1050,0 ¦автомобилей "Газель":¦
¦ ¦технологий работы с ¦ ¦тыс. рублей. ¦- МУ СРЦН "Доверие"; ¦
¦ ¦семьей, в частности ¦ ¦Приобретение 3-х ¦- МУ "Социальный ¦
¦ ¦методики интенсивной¦ ¦единиц ¦приют для детей ¦
¦ ¦терапии на дому с ¦ ¦автотранспорта для ¦и подростков "Луч ¦
¦ ¦активизацией ¦ ¦организации ¦надежды", ¦
¦ ¦сетевого окружения ¦ ¦внедрения методики ¦пос. Пуровск; ¦
¦ ¦семьи и детей, ¦ ¦интенсивной терапии¦- МУ "Социальный ¦
¦ ¦использование ¦ ¦на дому, мобильных ¦приют для детей ¦
¦ ¦мобильных бригад ¦ ¦бригад экстренного ¦"Ветер перемен", ¦
¦ ¦экстренного ¦ ¦реагирования ¦Надымский район ¦
¦ ¦реагирования ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+------+-------------------+---------------------+
¦5. ¦Организация ¦200,0 ¦2010 год - 200,0 ¦планируется ¦
¦ ¦профилактического ¦ ¦тыс. рублей. ¦изготовить ¦
¦ ¦сопровождения ¦ ¦Изготовление ¦полиграфический ¦
¦ ¦молодых семей, ¦ ¦памяток, брошюр, ¦материал для ¦
¦ ¦семей с негативным ¦ ¦посвященных путям ¦использования в ¦
¦ ¦психологическим ¦ ¦решения социально- ¦работе следующих ¦
¦ ¦климатом. ¦ ¦психологических ¦учреждений: ¦
¦ ¦Мотивирование семей,¦ ¦проблем семей, ¦- МУ СРЦН "Доверие", ¦
¦ ¦находящихся ¦ ¦оптимизации ¦г. Салехард; ¦
¦ ¦в социально опасном ¦ ¦супружеских и ¦- МУ СРЦН "Гармония",¦
¦ ¦положении, на ¦ ¦детско-родительских¦г. Ноябрьск; ¦
¦ ¦собственную ¦ ¦отношений ¦- МУ СРЦН "Елена", ¦
¦ ¦активность в решении¦ ¦ ¦г. Губкинский; ¦
¦ ¦проблем ¦ ¦ ¦- МУ "Комплексный ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦центр социально- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦досугового ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦обслуживания детей и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦молодежи", ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦г. Ноябрьск; ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦органов службы ЗАГС ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦автономного округа ¦
+---+--------------------+------+-------------------+---------------------+
¦6. ¦Организация и ¦230,0 ¦2009 год - 230,0 ¦планируется провести ¦
¦ ¦проведение ¦ ¦тыс. рублей. ¦в целях формирования ¦
¦ ¦окружных, ¦ ¦Проведение окружной¦межведомственной ¦
¦ ¦межрайонных ¦ ¦конференции, ¦системы профилактики ¦
¦ ¦обучающих семинаров,¦ ¦посвященной ¦лишения родительских ¦
¦ ¦семинаров-тренингов,¦ ¦вопросам внедрения ¦прав, семейного и ¦
¦ ¦направленных на ¦ ¦системы ранней ¦детского ¦
¦ ¦предупреждение ¦ ¦профилактики ¦неблагополучия ¦
¦ ¦семейного и детского¦ ¦социального ¦окружную конференцию ¦
¦ ¦неблагополучия, ¦ ¦сиротства, ¦на тему: "Развитие ¦
¦ ¦безнадзорности. ¦ ¦технологий ¦ювенальной юстиции в ¦
¦ ¦Внедрение новых форм¦ ¦ювенальной юстиции ¦автономном округе". ¦
¦ ¦работы с детьми и ¦ ¦в автономном округе¦Ответственные: ¦
¦ ¦семьями, ¦ ¦ ¦комиссия по делам ¦
¦ ¦оказавшимися в ¦ ¦ ¦несовершеннолетних и ¦
¦ ¦трудной жизненной ¦ ¦ ¦защите их прав ¦
¦ ¦ситуации, ¦ ¦ ¦автономного ¦
¦ ¦в том числе развитие¦ ¦ ¦округа, департамент ¦
¦ ¦системы ювенальной ¦ ¦ ¦по труду и социальной¦
¦ ¦юстиции в автономном¦ ¦ ¦защите населения ¦
¦ ¦округе ¦ ¦ ¦автономного округа ¦
+---+--------------------+------+-------------------+---------------------+
¦ ¦Всего ¦5360,0¦ ¦ ¦
+---+--------------------+------+-------------------+---------------------+