| |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации ЯНАО от 20.05.2009 № 252-А
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЕДЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО БАНКА ДАННЫХ СЕМЕЙ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ "ГРУППЫ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ" В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ"
Официальная публикация в СМИ:
"Красный Север", спецвыпуск № 57, 28.05.2009
АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2009 г. № 252-А
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЕДЕНИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО БАНКА ДАННЫХ СЕМЕЙ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
"ГРУППЫ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ" В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке формирования и ведения регионального банка данных о семьях и несовершеннолетних "группы особого внимания" в Ямало-Ненецком автономном округе.
2. Признать утратившим силу постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 декабря 2007 года № 575-А "Об утверждении Положения о порядке формирования и ведения регионального банка данных о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении, в Ямало-Ненецком автономном округе".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Мещерина А.Л.
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Ю.В.НЕЕЛОВ
Утверждено
постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 20 мая 2009 г. № 252-А
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЕДЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО БАНКА
ДАННЫХ СЕМЕЙ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ "ГРУППЫ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ"
В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года № 34-ЗАО "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав", а также нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок сбора, хранения и использования сведений, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа являются сведениями конфиденциального характера и регулируют порядок формирования, ведения регионального межведомственного банка данных семей и несовершеннолетних "группы особого внимания" (далее - банк данных) субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
1.2. Настоящее Положение устанавливает единый порядок учета, формирования и отчетности регионального банка данных в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ).
1.3. Региональный банк данных о семьях и несовершеннолетних "группы особого внимания" в автономном округе - программный продукт, содержащий документированную информацию о семьях и несовершеннолетних "группы особого внимания", проживающих на территории автономного округа.
1.4. Региональный банк данных в автономном округе обеспечивает выполнение функций по сбору, обработке, накоплению, хранению и обмену данных о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении, поступающих из субъектов системы профилактики (комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами управления социальной защиты населения, органами управления образования, органами опеки и попечительства, органами по делам молодежи, органами управления здравоохранения, органами внутренних дел), с целью оперативного оказания необходимых мер.
II. Основные цели и задачи формирования и использования
банка данных семей и несовершеннолетних
"группы особого внимания" в автономном округе
2.1. Главными целями формирования банка данных в автономном округе являются:
- создание системы учета, оперативного реагирования и взаимодействия различных ведомств и учреждений автономного округа, обеспечивающих выявление семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и организацию работы с ними;
- выявление и анализ причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, семейного и детского неблагополучия, и определение комплекса мероприятий по их устранению.
2.2. Формирование и использование банка данных в автономном округе предполагает решение следующих задач:
- создание механизма оперативного выявления семей и детей, находящихся в социально опасном положении;
- осуществление оперативного обмена информацией между органами, учреждениями и организациями региональной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- координация усилий различных ведомств по защите прав и законных интересов несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, на преодоление трудной жизненной ситуации, а также на профилактику семейного неблагополучия;
- согласование возможностей и разграничение компетенций организаций и ведомств по осуществлению социальной реабилитации семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, по оказанию им помощи;
- организация эффективной профилактической работы с семьей и детьми, обеспечивающей комплексное решение проблем социального неблагополучия семей, создание условий для эффективной социальной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
III. Требования по формированию и ведению банка данных
семей и несовершеннолетних "группы особого внимания"
в автономном округе
Обязательными требованиями к формированию и ведению банка данных в автономном округе являются:
- стандартизация документированной информации о семьях и несовершеннолетних "группы особого внимания", ее программно-техническое обеспечение;
- полнота и достоверность документированной информации о семьях и несовершеннолетних;
- конфиденциальность информации, внесенной в банк данных.
IV. Порядок формирования и ведения банка данных семей
и несовершеннолетних "группы особого внимания"
в автономном округе
4.1. Региональный банк данных в автономном округе формируется на основе сведений, представляемых органами, учреждениями и организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами управления социальной защиты населения, органами управления образования, органами опеки и попечительства, органами по делам молодежи, органами управления здравоохранения, органами внутренних дел).
4.2. Основанием для включения семьи и несовершеннолетнего в банк данных и проведения индивидуальной работы в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) является:
- социально опасное положение семьи, имеющей детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют свои обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
- безнадзорность и беспризорность несовершеннолетнего, бродяжничество или попрошайничество, пребывание в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации. В случаях первичной постановки на учет выявленных по причине безнадзорности несовершеннолетних после принятия мер по улучшению ситуации со стороны должностных лиц служб, ведомств и учреждений системы профилактики категория "безнадзорный" с данных детей снимается, при этом ребенок остается в банке данных под категорией "находящийся в обстановке, не отвечающей требованиям воспитания и обучения";
- совершение несовершеннолетним антиобщественных действий, правонарушений и преступлений (в том числе обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с заключением под стражу);
- нахождение несовершеннолетнего в учреждениях Управления Федеральной службы исполнений наказаний.
4.3. Данные факты должны быть зафиксированы в одном из следующих документов:
- заявление несовершеннолетнего либо его родителей или законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- приговор, определение или постановление суда;
- постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органов дознания или начальника органа внутренних дел;
- документы, определенные статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
- заключение, утвержденное руководителем органа, учреждения или организации системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.
4.4. Ведомство, выявившее несовершеннолетнего и его семью, представляет материалы для рассмотрения на заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. По решению комиссии в муниципальный банк данных вносятся сведения о несовершеннолетнем и семье, в которой он проживает. Внесение в банк данных осуществляется ведомством, которое выявило несовершеннолетнего или семью.
Одновременно утверждаются план работы ведомств системы профилактики по отношению к несовершеннолетнему и его семье или рекомендации по разработке плана индивидуально профилактической работы ведомству или организации, выявившей несовершеннолетнего или семью, эффективность осуществления которого остается подконтрольной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также органам управления ведомств.
4.5. Основаниями для прекращения ведения учета сведений о несовершеннолетнем и его семье являются:
- устранение неблагоприятных факторов, являющихся основаниями для внесения в банк данных сведений о несовершеннолетнем и его семье;
- смена места жительства (другие субъекты Российской Федерации);
- достижение подростком возраста 18 лет.
4.6. В органах, учреждениях и организациях системы профилактики на региональном и муниципальном уровнях автономного округа устанавливается единый программный комплекс с обеспечением права доступа специалистов, назначенных нормативным правовым актом ведомства или организации, к данным в пределах своих полномочий.
4.7. Ответственным за ведение банка данных на муниципальном уровне является орган, учреждение или организация системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, утверждаемые решением главы муниципального образования, главы местной администрации муниципального образования в автономном округе. Координацию действий ведомств системы профилактики осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
4.8. На окружном уровне формирование регионального банка данных семей и несовершеннолетних "группы особого внимания" в автономном округе возложено на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав автономного округа.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав автономного округа осуществляет координацию действий органов, учреждений и организаций системы профилактики в пределах своих полномочий и осуществляет контроль за деятельностью муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по эффективности принимаемых мер в отношении несовершеннолетних и семей, состоящих на учете в банке данных. Ответственные за ведение банка данных в муниципальном образовании в автономном округе осуществляют контроль за ведением банка данных подведомственными территориальными органами, учреждениями и организациями.
4.9. Обязательным условием организации работы с семьями и несовершеннолетними, состоящими на учете в банке данных, является их комплексное сопровождение всеми ведомствами системы профилактики.
4.10. Ежемесячно, до 20 числа, органы, учреждения и организации системы профилактики в муниципальных образованиях в автономном округе направляют информацию своему координатору, который до 30 числа последнего месяца квартала представляет базу данных муниципального образования в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав автономного округа для ввода в региональный банк данных. Возможна передача информации по средствам сети Интернет.
4.11. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав автономного округа до 10 числа месяца, следующего за отчетным, производит загрузку, анализ и корректировку полученных из муниципальных образований в автономном округе данных с целью формирования регионального банка данных. До 20 числа месяца, следующего за отчетным, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав автономного округа формирует файлы-выгрузки из регионального банка данных для передачи в ведомства системы профилактики на региональном уровне (департамент по труду и социальной защите населения автономного округа, департамент образования автономного округа, департамент здравоохранения автономного округа, департамент по молодежной политике автономного округа, Управление внутренних дел по автономному округу).
4.12. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав автономного округа оказывает необходимую организационно-методическую помощь ведомствам системы профилактики всех уровней, в том числе с учетом организации выездной работы, помощь в организации выездных семинаров для обучения специалистов, разрабатывает и выпускает методические пособия.
V. Основные функции ведомств системы профилактики по ведению
муниципального банка данных семей и несовершеннолетних
"группы особого внимания" в автономном округе
5.1. Орган, учреждение или организация системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, утвержденные решением главы (главы местной администрации) муниципального образования в автономном округе, ответственные за ведение банка данных:
- обеспечивает ведение банка данных, несет ответственность за передачу в установленные сроки муниципального банка данных в региональный банк данных семей и несовершеннолетних "группы особого внимания";
- оказывает необходимую методическую помощь по работе с банком данных ведомствам системы профилактики на муниципальном уровне;
- проводит ежеквартально анализ ведения банка данных в части эффективности принимаемых мер ведомствами системы профилактики, результаты представляет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав автономного округа до 30 числа последнего месяца квартала.
5.2. Ведомства системы профилактики в процессе ведения банка данных осуществляют следующие функции:
5.2.1. комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:
- вносят в оперативном режиме в банк данных необходимую информацию о семьях и несовершеннолетних, стоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, принимаемых в пределах полномочий комиссий мерах в отношении данной категории семей и детей;
- координируют действия ведомств системы профилактики в отношении семей и несовершеннолетних, состоящих в банке данных;
- контролируют обмен информацией между ведомствами о выявлении семей и несовершеннолетних, подлежащих регистрации в банке данных;
- участвуют в разработке и утверждают индивидуальную межведомственную программу реабилитации семей и несовершеннолетних;
- координируют работу по закреплению за семьями и несовершеннолетними наставников и их деятельность;
- проводят анализ эффективности мер, принимаемых субъектами системы профилактики;
5.2.2. органы управления социальной защиты населения:
- вносят в оперативном режиме в банк данных информацию о семьях и несовершеннолетних, подлежащих учету, принимаемых в пределах своих полномочий мерах в отношении семей и детей, нуждающихся в социальной помощи и социальной реабилитации;
- осуществляют контроль в части принятия результативных мер подведомственными учреждениями и организациями в отношении семей и несовершеннолетних, находящихся в банке данных;
5.2.3. органы управления образования:
- вносят в оперативном режиме в банк данных информацию о семьях и несовершеннолетних, подлежащих учету, с обязательным заполнением в банке данных вкладок: "Образование" и "Увлечение", принимаемых в пределах своей компетенции мерах в отношении семей и детей в области организации и проведения индивидуальной профилактической работы;
- осуществляют контроль в части принятия результативных мер подведомственными учреждениями и организациями в отношении семей и несовершеннолетних, находящихся в банке данных;
5.2.4. органы по опеке и попечительству:
- вносят в оперативном режиме в банк данных информацию о принимаемых в пределах своих полномочий мерах в отношении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и семей, где родители и законные представители не выполняют обязанности по воспитанию, обучению и содержанию;
- осуществляют анализ действий специалистов в отношении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, семей, где законные представители не выполняют обязанности по воспитанию, обучению и содержанию;
5.2.5. органы по делам молодежи:
- вносят в оперативном режиме в банк данных информацию о семьях и несовершеннолетних, подлежащих учету, принимаемых мерах в пределах своей компетенции, по организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;
- осуществляют своевременное информирование ведомств системы профилактики о постановке семей и несовершеннолетних в банк данных;
- осуществляют контроль в части принятия результативных мер подведомственными учреждениями по организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних, находящихся в банке данных;
5.2.6. органы управления здравоохранения:
- вносят в оперативном режиме в банк данных информацию о семьях и несовершеннолетних, подлежащих учету, с обязательным заполнением в банке данных вкладок: "Здоровье" и "Обследование", принимаемых мерах по оказанию необходимой медицинской помощи и охране здоровья в отношении семей и детей;
- осуществляют своевременное информирование ведомств системы профилактики о постановке семей и несовершеннолетних в банк данных;
- осуществляют контроль в части принятия результативных мер подведомственными учреждениями и организациями в отношении семей и несовершеннолетних, находящихся в банке данных;
5.2.7. органы внутренних дел:
- вносят в оперативном режиме в банк данных информацию о семьях и несовершеннолетних, подлежащих учету, принимаемых мерах в пределах своей компетенции по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних;
- осуществляют своевременное информирование ведомств системы профилактики о постановке семей и несовершеннолетних в банк данных;
- осуществляют контроль в части принятия результативных мер подведомственными структурными органами по предупреждению социального неблагополучия семей, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, находящихся в банке данных.
VI. Функции специалистов, ответственных за ведение
муниципального банка данных семей и несовершеннолетних
"группы особого внимания" в автономном округе
Специалист, ответственный за ведение банка данных:
- ведет учет семей и несовершеннолетних "группы особого внимания";
- организует работу по сопровождению программного обеспечения, предназначенного для обработки сведений;
- обобщает и представляет информацию всех ведомств системы профилактики на электронных носителях либо по электронной почте в региональный банк;
- обеспечивает защиту информации, содержащейся в банке данных, и несет персональную ответственность за ее конфиденциальность;
- осуществляет иные функции, связанные с формированием, ведением и использованием регионального банка данных в муниципальных образованиях в автономном округе;
- проводит консультирование и оказывает методическую помощь специалистам по работе с программным комплексом.
VII. Организационно-техническое обеспечение ведения
банка данных семей и несовершеннолетних
"группы особого внимания" в автономном округе
7.1. Организационно-техническое обеспечение регионального банка данных осуществляется:
- путем функционирования необходимого компьютерного оборудования в соответствии с требованиями, предъявляемыми к функционированию программного комплекса;
- созданием технических условий охраны персональных данных от неправомерного использования (особый режим доступа в помещение, где хранятся соответствующие материалы; оборудование мест хранения, исключающий несанкционированный доступ к информации).
7.2. Обязательные требования к формированию и использованию банка данных:
- стандартизация документированной информации по несовершеннолетним и семьям, в которых они проживают, ее программное обеспечение (в том числе унификация процессов ввода, обработки, хранения, восстановления, дублирования и предоставления указанной информации) в целях создания единой коммуникационной среды в автономном округе;
- программа должна иметь полную и достоверную документированную информацию о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- для обеспечения конфиденциальности информации, внесенной в банк данных, руководителями органов и учреждений системы профилактики приказом назначается ответственное лицо из числа специалистов;
- программа должна обеспечивать степень защиты документированной информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|