ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2012 г. № 531-П
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (СТУДЕНТОВ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ,
РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
В соответствии с Федеральными законами от 08 января 1998 года № 3-ФЗ
"О наркотических средствах и психотропных веществах", от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ
"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", указами Президента Российской Федерации от 09 июня 2010 года № 690
"Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года", от 09 октября 2007 года № 1351
"Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", решением коллегии по безопасности при Полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе от 16 декабря 2009 года, в целях реализации постановления
Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 июля 2009 года № 381-А "Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010 - 2014 годы" Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение
о проведении социально-психологического тестирования среди обучающихся (студентов) в образовательных учреждениях, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
2. Департаменту образования Ямало-Ненецкого автономного округа (Сидорова И.К.) совместно с департаментом здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа (Долгополов А.В.) осуществить координацию и проведение социально-психологического тестирования в части обучения педагогов, социальных педагогов образовательных учреждений (общеобразовательных школ и государственных учреждений начального и среднего профессионального образования) Ямало-Ненецкого автономного округа признакам потребления обучающимися наркотических средств и психотропных веществ.
3. Департаменту образования Ямало-Ненецкого автономного округа (Сидорова И.К.) организовать проведение в государственных образовательных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа следующих мероприятий:
3.1. приобретение и внедрение психодиагностических методик для проведения психологической диагностики на предмет выявления предрасположенности к аддиктивному поведению;
3.2. выявление среди обучающихся общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа, а также обучающихся (студентов) государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа лиц, предрасположенных к аддиктивному поведению (группы риска);
3.3. оказание консультативной психолого-педагогической помощи обучающимся и родителям, мотивирование обучающихся (студентов) на прохождение медицинского обследования;
3.4. формирование у родителей несовершеннолетних обучающихся (студентов), у которых обнаружена предрасположенность к аддиктивному поведению, позитивного отношения к прохождению обучающимися (студентами) медицинских осмотров (в том числе с применением иммунохроматографических экспресс-тестов) в центрах здоровья или учреждениях здравоохранения, оказывающих специализированную наркологическую помощь;
3.5. организация мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, профилактике наркомании, токсикомании и алкоголизма.
4. Департаменту здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа (Долгополов А.В.) осуществить координацию и проведение мероприятий в части организации участия медицинских работников учреждений здравоохранения, имеющих необходимую квалификацию в области оказания наркологической помощи, в оказании организационно-методической и консультативной помощи специалистам образовательных учреждений по вопросам раннего выявления лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ.
5. Рекомендовать Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ямало-Ненецкому автономному округу (Насрулаев С.А.) принять активное участие в проведении работы по мотивации обучающихся (студентов) (их родителей (законных представителей)) к прохождению социально-психологического тестирования обучающимися (студентами).
6. Рекомендовать главам (главам местных администраций) муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе:
6.1. разработать и принять муниципальные правовые акты об организации социально-психологического тестирования среди обучающихся в учреждениях среднего образования, расположенных на территории муниципального образования;
6.2. провести мероприятия, предусмотренные подпунктами 3.2
- 3.4 пункта 3
настоящего постановления, в муниципальных общеобразовательных учреждениях;
6.3. заключить соглашения о конфиденциальности с кураторами и исполнителями профилактических мероприятий.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Бучкову Т.В.
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.Н.КОБЫЛКИН
Утверждено
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 19 июля 2012 года № 531-П
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (СТУДЕНТОВ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ,
РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации социально-психологического тестирования среди обучающихся (студентов) в образовательных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ).
1.2. Социально-психологическое тестирование проводится в рамках действующего законодательства на основе принципов добровольности, конфиденциальности и с соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей.
1.3. Основные термины:
социально-психологическое тестирование (далее - тестирование) - процедура установления и измерения психофизиологических характеристик обследуемого в части выявления склонности к аддиктивному поведению, реализуемая с помощью психодиагностических методик, рекомендованных к использованию Министерством образования и науки Российской Федерации;
образовательные учреждения - муниципальные общеобразовательные учреждения среднего (полного) общего образования, государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования;
группа риска - несовершеннолетние от 15 до 18 лет и совершеннолетние обучающиеся в общеобразовательных учреждениях, обучающиеся (студенты) государственных учреждений начального и среднего профессионального образования, не вовлеченные в наркогенную ситуацию, но относящиеся к группе потенциальных потребителей наркотических средств и (или) психотропных веществ, у которых выявлена склонность к аддиктивному поведению; вовлеченные в наркогенную ситуацию и относящиеся к потенциальным потребителям наркотических средств и (или) психотропных веществ (лица, замеченные в употреблении психоактивных веществ) (далее - обучающиеся (студенты));
куратор - должностное лицо образовательного учреждения, назначенное приказом руководителя образовательного учреждения, ответственное за проведение тестирования;
психолог - психолог образовательного учреждения либо лицо, имеющее высшее профессиональное образование по направлению подготовки "психология" и привлекаемое на договорной основе;
аддиктивное поведение - стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством употребления наркотических средств, токсических и психотропных веществ с нелечебной целью;
принцип добровольности - тестирование должно проводиться только с согласия обучающегося (студента) в возрасте старше 15 лет и (или) его родителей (законных представителей), а в возрасте с 18 лет - только с согласия обучающегося (студента). Согласие должно быть получено в письменной форме до начала процедуры тестирования.
II. Основные цели тестирования
2.1. Подход к решению проблемы раннего выявления лиц, склонных и допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, с помощью тестирования позволит:
- выявить лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, среди обучающихся (студентов), а также лиц, входящих в группу риска в этом отношении;
- вовлечь выявленных лиц в комплекс психолого-медико-диагностических мероприятий, направленных на недопущение потребления наркотических средств и психотропных веществ и развития наркозависимости среди обучающихся (студентов);
- снизить уровень незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в молодежной среде;
- выработать отношение осознанного отказа от употребления психоактивных веществ во всех областях жизнедеятельности подростков и молодежи: образовательное учреждение, семья, сфера досуга.
III. Система тестирования
3.1. Система тестирования среди обучающихся (студентов) в образовательных учреждениях автономного округа включает:
- реализацию единой системы согласованного взаимодействия между территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе в вопросах выявления и взаимного представления статистической информации о лицах, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, среди обучающихся (студентов) в образовательных учреждениях автономного округа;
- определение в образовательных учреждениях ответственных кураторов, осуществляющих исполнение профилактических мероприятий, заключение с ними соглашений на предмет сохранения конфиденциальности полученной информации;
- организация кураторами просветительско-разъяснительной работы по ведению тестирования в образовательных учреждениях автономного округа и по мотивации обучающихся (студентов) и их родителей (законных представителей) к прохождению обучающимися (студентами), предрасположенными к аддиктивному поведению, медицинских осмотров, включающих иммунохроматографическую экспресс-диагностику в центрах здоровья или учреждениях здравоохранения, оказывающих специализированную наркологическую помощь;
- выявление группы риска среди обучающихся (студентов) в образовательных учреждениях по психологическим, социальным факторам риска формирования зависимости от психоактивных веществ (в том числе с использованием психодиагностического инструментария).
IV. Порядок проведения
на территории автономного округа тестирования
4.1. Тестирование проводится на территории автономного округа в один этап - 2012 - 2014 годы.
4.2. Департамент здравоохранения автономного округа осуществляет обучение педагогов, социальных педагогов, педагогов-психологов образовательных учреждений, расположенных на территории автономного округа, специалистов центров здоровья признакам потребления наркотических средств и психотропных веществ.
4.3. Департамент образования автономного округа:
- приобретает психодиагностические методики для проведения тестирования;
- организует обучение психологов образовательных учреждений пользованию психодиагностическими методиками для проведения тестирования;
- совместно с органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, определяет сроки проведения тестирования;
- организует мероприятия по формированию среди родителей и обучающихся (студентов) позитивного отношения к тестированию, включающему в себя психологическую диагностику;
- осуществляет контроль и анализ деятельности системы образования по проведению тестирования и мотивированию обучающихся (студентов) образовательных учреждений на прохождение после тестирования медицинских осмотров (в том числе с применением иммунохроматографических экспресс-тестов).
4.4. Муниципальные образования в автономном округе:
- разрабатывают и принимают муниципальные правовые акты об организации тестирования среди обучающихся (студентов) в образовательных учреждениях;
- организуют мероприятия по формированию среди родителей и учащихся позитивного отношения к тестированию, включающему в себя психологическую диагностику.
4.5. Образовательные учреждения:
- с помощью тестирования выявляют среди обучающихся группу лиц, предрасположенных к аддиктивному поведению;
- проводят работу по мотивированию обучающихся (студентов), у которых обнаружена предрасположенность к аддиктивному поведению, на прохождение медицинских осмотров (в том числе с применением иммунохроматографических экспресс-тестов) в центрах здоровья или учреждениях здравоохранения, оказывающих специализированную наркологическую помощь;
- проводят работу по формированию у родителей несовершеннолетних обучающихся (студентов), у которых обнаружена предрасположенность к аддиктивному поведению, позитивного отношения к прохождению обучающимися (студентами) медицинских осмотров (в том числе с применением иммунохроматографических экспресс-тестов) в центрах здоровья или учреждениях здравоохранения, оказывающих специализированную наркологическую помощь;
- организуют профилактическую работу с обучающимися (студентами), отнесенными к группе риска.
V. Порядок проведения тестирования
в образовательных учреждениях
5.1. Осуществление контроля за организацией и проведением тестирования возлагается на руководителя образовательного учреждения.
5.1.1. Руководитель образовательного учреждения:
- назначает приказом куратора, ответственного за проведение тестирования среди обучающихся (студентов), из числа заместителей руководителя образовательного учреждения;
- создает необходимые условия для проведения тестирования среди обучающихся в образовательном учреждении.
5.1.2. Куратор:
- организует проведение просветительско-разъяснительной работы по проведению тестирования в образовательном учреждении;
- составляет графики проведения тестирования среди обучающихся (студентов) образовательного учреждения;
- контролирует соблюдение сроков и принципов проведения тестирования, предусмотренных в пункте 1.2
настоящего Положения, среди обучающихся (студентов) образовательного учреждения.
5.1.3. Психолог и социальный педагог:
- проводят индивидуальную психологическую и мотивационную работу по проведению тестирования в образовательном учреждении среди обучающихся (студентов) и их родителей (законных представителей);
- проводят тестирование среди обучающихся (студентов) для определения склонности к аддиктивному поведению;
- формируют группу из числа лиц, прошедших тестирование, в результате которого обнаружена склонность к аддиктивному поведению;
- проводят индивидуальную консультационную работу по мотивированию обучающихся группы риска на прохождение медицинского осмотра (в том числе с помощью иммунохроматографических экспресс-тестов) в центрах здоровья или учреждениях здравоохранения, оказывающих специализированную наркологическую помощь;
- проводят работу по формированию у обучающихся (студентов), родителей несовершеннолетних обучающихся (студентов), у которых обнаружена предрасположенность к аддиктивному поведению, позитивного отношения к прохождению обучающимися (студентами) медицинских осмотров (в том числе с применением иммунохроматографических экспресс-тестов) в центрах здоровья или учреждениях здравоохранения, оказывающих специализированную наркологическую помощь;
- проводят коррекционную работу с обучающимися, у которых обнаружена склонность к аддиктивному поведению.
5.2. Результаты тестирования в образовательном учреждении носят предварительный характер и не являются основанием для установления наблюдения врачом психиатром-наркологом. Только врач психиатр-нарколог при наличии объективных данных вправе установить наркологический диагноз и решить вопрос о необходимости наблюдения в соответствии с действующим законодательством.
5.3. Кураторы и лица, проводящие тестирование, заключают соглашение с уполномоченным органом местного самоуправления в автономном округе о конфиденциальности информации, полученной в ходе тестирования.
За разглашение конфиденциальной информации кураторы и лица, проводящие тестирование, несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации.