АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД САЛЕХАРД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2011 г. № 354
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСВОЕНИИ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ФОРМЕ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА САЛЕХАРДА
На основании Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании", в целях реализации потребностей и возможностей личности осваивать образовательные программы в форме семейного образования, руководствуясь Уставом
муниципального образования город Салехард, постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение
об освоении общеобразовательных программ в форме семейного образования в общеобразовательных учреждениях департамента образования Администрации города.
2. Управлению общей политики Администрации города (А.И.Беляев) опубликовать настоящее постановление в городской общественно-политической газете "Полярный круг".
Глава Администрации города
Ю.А.ЛИНК
Утверждено
постановлением Администрации
города Салехарда
от 29 июля 2011 года № 354
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОСВОЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ФОРМЕ
СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об освоении общеобразовательных программ в форме семейного образования в общеобразовательных учреждениях департамента образования Администрации города (далее - Положение) разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 196.
1.2. Настоящее Положение регулирует деятельность муниципальных общеобразовательных учреждений (далее - общеобразовательное учреждение), реализующих общеобразовательные программы по организации образовательного процесса в форме семейного образования.
1.3. Возможность освоения общеобразовательных программ в форме семейного образования предоставляется на всех ступенях общего образования в целях создания вариативной среды, обеспечивающей благоприятные условия для обучения и развития обучающихся в соответствии с их интересами и способностями и по согласованию с родителями (законными представителями) обучающихся.
1.4. Для получения образования в форме семейного образования в пределах основных общеобразовательных программ общего образования действует единый федеральный государственный образовательный стандарт.
1.5. Получение общего образования в форме семейного образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет.
1.6. Общеобразовательное учреждение несет ответственность перед обучающимися, их родителями (законными представителями), департаментом образования Администрации города за реализацию конституционных прав личности на образование, соответствие формы обучения возрастным психофизическим особенностям и медицинским рекомендациям, качество образования, отвечающее федеральным государственным образовательным стандартам.
II. Содержание образования и организация обучения
2.1. Обучение в форме семейного образования организуется в соответствии с образовательной программой, уставом общеобразовательного учреждения, учебным планом, отражающим образовательную стратегию и особенности общеобразовательного учреждения. Для всех обучающихся действуют учебный план и образовательная программа, включающие обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
2.2. При освоении общеобразовательных программ в форме, предусмотренной настоящим Положением, родители обучающегося (законные представители) должны быть ознакомлены с настоящим Положением, программами учебных предметов, критериями стандартного уровня их освоения, примерным перечнем базовых тем, нормами оценки знаний, умений и навыков обучающегося по каждому предмету, иными документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в форме семейного образования.
2.3. Порядок освоения общеобразовательных программ в форме семейного образования или в ее сочетании с другими формами устанавливается департаментом образования Администрации города и уставом общеобразовательного учреждения на условиях договора между общеобразовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося.
2.4. Обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы в форме семейного образования, являются обучающимися конкретного общеобразовательного учреждения.
В приказе общеобразовательного учреждения и в личном деле обучающегося отражается форма освоения общеобразовательных программ в соответствии с заявлением родителей (законных представителей) обучающегося, которое подается руководителю общеобразовательного учреждения.
Приказ хранится в личной карте обучающегося.
Личная карта обучающегося и результаты промежуточной и государственной (итоговой) аттестации сохраняются в общеобразовательном учреждении в течение всего срока обучения.
Все данные об обучающемся вносятся в журнал того класса, в котором он будет числиться, независимо от формы освоения общеобразовательных программ.
2.5. Вместе с заявлением при поступлении в общеобразовательное учреждение предоставляются документы, подтверждающие освоение обучающимся общеобразовательных программ:
- справка об обучении в общеобразовательном учреждении начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
- справка о промежуточной аттестации в общеобразовательном учреждении, документ об основном общем образовании.
Кроме того, могут быть представлены документы за период, предшествующий обучению в форме семейного образования в образовательных учреждениях иностранных государств.
При отсутствии вышеназванных документов (у иностранных граждан, в случае утраты документов, обучения за рубежом) установление уровня усвоения общеобразовательных программ осуществляется в порядке, определяемом уставом общеобразовательного учреждения.
2.6. Освоение общеобразовательных программ в форме семейного образования предполагает самостоятельное или с помощью педагогов, работающих на договорной основе, или с помощью родителей (законных представителей) обучающегося освоение общеобразовательных программ с последующим прохождением промежуточной (четвертной (триместровой), годовой) и государственной (итоговой) аттестации в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.
2.7. Отношения между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося по организации семейного образования регулируются договором, условия которого не должны ограничивать права сторон.
2.8. В договоре указываются образовательная программа, по которой обучающийся будет получать общее образование в форме семейного образования, формы и сроки проведения промежуточной аттестации по предметам учебного плана, сроки выполнения практических и лабораторных работ, финансовые взаимоотношения сторон.
В соответствии с пожеланием родителей (законных представителей) договором может быть предусмотрено:
- обеспечение руководства по освоению общеобразовательных программ педагогами общеобразовательного учреждения;
- проведение индивидуальных занятий с обучающимся по всем или нескольким предметам учителями общеобразовательного учреждения;
- самостоятельное освоение обучающимся общеобразовательных программ.
2.9. Для выполнения лабораторных и практических работ, получения консультативной и методической помощи, прохождения промежуточной аттестации обучающийся в форме семейного образования приглашается на учебные, практические и иные занятия, соответствующие срокам выполнения лабораторных и практических работ, проведения промежуточной аттестации обучающихся в очной форме по расписанию общеобразовательного учреждения.
Общеобразовательное учреждение в соответствии с договором предоставляет обучающемуся на время обучения бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке общеобразовательного учреждения.
2.10. Родители (законные представители) обучающегося могут присутствовать на консультациях и промежуточной аттестации обучающегося при наличии медицинских показаний или по рекомендации психолога конкретного общеобразовательного учреждения и должны быть информированы в письменном виде об уровне усвоения обучающимся общеобразовательных программ.
2.11. Родители (законные представители) совместно с общеобразовательным учреждением несут ответственность за освоение в полном объеме общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, прилагают усилия к освоению обучающимся общеобразовательных программ.
2.12. Для осуществления семейного образования родители (законные представители) могут:
- пригласить преподавателя самостоятельно;
- обратиться за помощью в общеобразовательное учреждение;
- обучать самостоятельно.
2.13. На любом этапе обучения родители (законные представители) могут расторгнуть договор с общеобразовательным учреждением и перевести ребенка на другую форму освоения общеобразовательных программ.
2.14. В случае расторжения договора обучающемуся предоставляется возможность продолжить по желанию родителей (законных представителей) обучение в данном общеобразовательном учреждении.
2.15. Порядок контроля за освоением обучающимся программ устанавливается общеобразовательным учреждением самостоятельно.
2.16. Общеобразовательное учреждение имеет право расторгнуть договор, если родители (законные представители) обучающегося не обеспечили:
- освоение обучающимся определенных договором общеобразовательных программ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта в установленные сроки (неуспеваемость обучающегося по итогам двух и более четвертей (триместров) по двум и более предметам; по итогам учебного года по одному или нескольким предметам);
- явку обучающегося в общеобразовательное учреждение в определенные договором сроки для выполнения лабораторных и практических работ, прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации.
По решению совета (педагогического совета) общеобразовательного учреждения и согласия родителей (законных представителей) обучающийся, не освоивший программы учебного года, может быть переведен в класс компенсирующего обучения или оставлен на повторный курс обучения.
2.17. Повторное освоение обучающимся общеобразовательных программ в форме семейного образования не допускается.
III. Аттестация обучающегося
3.1. Порядок, формы и сроки проведения промежуточной аттестации обучающегося, осваивающего общеобразовательные программы в форме семейного образования, устанавливаются общеобразовательным учреждением самостоятельно и отражаются в его уставе и договоре между общеобразовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося.
3.2. Промежуточная аттестация обучающегося по общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования при обучении в форме семейного образования осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и графиком ее проведения.
Результаты аттестации фиксируются в классном журнале и дневнике обучающегося.
3.3. Промежуточная аттестация предшествует государственной (итоговой) аттестации и проводится по предметам инвариантной части учебного плана общеобразовательного учреждения, кроме предметов образовательных областей "Искусство", "Физическая культура", "Технология", если эти предметы не являются профильными в данном общеобразовательном учреждении, классе.
Выбор иностранного языка осуществляется обучающимся, осваивающим обучение общеобразовательных программ в форме семейного образования, и указывается в заявлении о зачислении.
3.4. Освоение обучающимся общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией.
Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX и XI (XII) классов, осваивающих образовательные программы в форме семейного образования, проводится общеобразовательным учреждением в полном соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным Министерством образования Российской Федерации.
3.5. Обучающийся в форме семейного образования может быть награжден золотой или серебряной медалью в случае успешного прохождения полугодовой, годовой и итоговой аттестации по всем учебным предметам, изучавшимся в X и XI (XII) классах, на общих основаниях и в порядке, установленном Министерством образования Российской Федерации.
Выпускники XI (XII) класса, достигшие особых успехов в изучении одного или нескольких предметов, награждаются Похвальной грамотой "За особые успехи в изучении отдельных предметов", обучающиеся переводных классов награждаются похвальным листом "За отличные успехи в учении".
3.6. Результаты промежуточной и государственной (итоговой) аттестации фиксируются в журнале классов, где числится обучающийся.
3.7. Перевод обучающегося в последующий класс производится по решению педагогического совета общеобразовательного учреждения по результатам промежуточной аттестации.
3.8. Лица, освоившие общеобразовательные программы в неаккредитованных общеобразовательных учреждениях, в форме семейного образования, имеют право в качестве экстернов пройти промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.
3.9. Выпускникам IX и XI (XII) классов, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, общеобразовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию, выдает документ государственного образца.
IV. Финансовое обеспечение семейного образования
4.1. Родителям (законным представителям), осуществляющим обучение несовершеннолетнего ребенка в семье, возмещаются затраты на образование каждого ребенка в пределах норматива расходов на реализацию государственного стандарта общего образования на одного обучающегося, определяемого в соответствии с законодательными актами субъектов Российской Федерации для каждого типа и вида образовательного учреждения.
4.2. Выплата денежных средств производится образовательным учреждением из средств, поступающих в форме субвенции на реализацию общеобразовательных программ из окружного бюджета. Порядок выплаты устанавливается учредителем соответствующего образовательного учреждения в соответствии с действующим законодательством и отражается в договоре между образовательным учреждением и родителями (законными представителями), осуществляющими обучение несовершеннолетнего ребенка в семье.
4.3. Расчет размера выплаты возмещения затрат на получение общего образования в семейной форме определяется в соответствии со стоимостью одного урока и количеством проведенных уроков за оплачиваемый период (месяц, квартал, год):
ЗПсем. = СТч. x Кчас x Кчел.,
где СТч. - стоимость одного урока, проводимого лицом, осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье,
Кчас. - количество проведенных уроков по предмету в год с одним ребенком (в соответствии с базисным учебным планом),
Кчел. - количество детей, получающих образование у данного лица.
Стоимость одного урока (СТч.) определяется по формуле:
СТч. = Бок x Свз. / (Нч.н.з / Нч.с.з),
где Бок - размер базового оклада учителя (в соответствии с нормативными документами, действующими в расчетном периоде),
Свз. - коэффициент отчислений по страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования,
Нч.н.з - норма рабочего времени учителя в месяц (начальное звено - 20 часов),
Нч.с.з - норма рабочего времени учителя в месяц (старшее звено - 18 часов).
4.4. Механизм перечисления выплат предполагает перечисление средств образовательным учреждением родителям (законным представителям), осуществляющим обучение несовершеннолетнего ребенка в семье, в безналичном порядке (путем перечисления на счет) или в наличной форме путем выдачи денег из кассы.
4.5. Периодичность выплат определяет руководитель общеобразовательного учреждения и устанавливает ее как 1 раз в месяц, 1 раз в квартал или 1 раз по итогам учебного года.
4.6. Дополнительные расходы, произведенные родителями (законными представителями) обучающегося сверх выплаченных денежных средств, несут родители (законные представители) самостоятельно.
V. Правовое положение педагогического работника,
осуществляющего обучение детей в семье
по договору с родителями (законными представителями)
5.1. Родители (законные представители), осуществляющие образование ребенка в семье, могут заключать договор с учителем (преподавателем), приглашенным ими самостоятельно.
5.2. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся приобретением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.3. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется. При ее регистрации заявитель представляет в соответствующий орган местного самоуправления заявление и документ об уплате регистрационного сбора.
5.4. Незарегистрированная индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не допускается. Физические лица, занимающиеся такой деятельностью с нарушением законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход соответствующего местного бюджета в установленном порядке.