ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 14 июня 2011 г. № 320-РП
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ И АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ДО 2020 ГОДА
В целях создания условий для устойчивого развития сельских территорий и агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию
социально-экономического развития сельских территорий и агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года.
2. Опубликовать настоящее распоряжение в окружных средствах массовой информации.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Кугаевского А.Н.
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.Н.КОБЫЛКИН
Утверждена
распоряжением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 14 июня 2011 года № 320-РП
КОНЦЕПЦИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ И АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ДО 2020 ГОДА
ВВЕДЕНИЕ
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, одной из основных целей государственной аграрной политики в долгосрочной перспективе рассматривается устойчивое развитие сельских территорий, повышение уровня жизни сельского населения. Основным документом стратегического развития Ямало-Ненецкого автономного округа - Стратегией
социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2020 года, утвержденной постановлением Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 ноября 2008 года, одним из приоритетов социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) также определено развитие сельского хозяйства, повышение уровня жизни сельского населения. На основе данных федеральных и региональных стратегических ориентиров разработана Концепция социально-экономического развития сельских территорий и агропромышленного комплекса автономного округа до 2020 года (далее - Концепция).
Осуществление стратегических социально-экономических преобразований в автономном округе требует обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских территорий, в связи с чем предопределена актуальность разработки Концепции и обусловлена ее практическая значимость.
Автономный округ - это наиболее динамично развивающийся регион в стране. По ресурсному и промышленному потенциалу он занимает лидирующие позиции среди субъектов Российской Федерации, расположенных в зоне Севера. Это одна из немногих территорий России, где наблюдается увеличение численности сельского населения.
Однако даже в этом самодостаточном регионе, являющемся одним из островов социального и экономического благополучия в стране, положительные сдвиги в хозяйственном развитии происходят на фоне невысокого уровня и качества жизни сельского населения, заметного отставания сел региона от городских поселений по уровню развития социально-бытовой инфраструктуры и инженерного обустройства.
Настоящая Концепция основана на комплексном интегральном подходе к развитию села как социально-территориальной подсистеме общества и нацелена на разработку механизмов устойчивого развития сельских территорий автономного округа.
Политика устойчивого социально-экономического развития сельских территорий становится в настоящее время важным направлением российской экономической политики на федеральном и региональном уровнях. Осуществление политики устойчивого социально-экономического развития сельских территорий на региональном уровне требует преодоления узкоотраслевого подхода к решению проблем села, для чего необходима межведомственная координация и обеспечение взаимодействия региональных органов исполнительной власти в области устойчивого развития сельских территорий.
В соответствии с требованиями технического задания в настоящей Концепции выполнен анализ современного состояния и тенденций развития сельских территорий, разработана основа устойчивого социально-экономического развития сельских территорий автономного округа, определены основные направления и механизмы реализации политики устойчивого социально-экономического развития сельских территорий автономного округа.
I. Основные термины и понятия
В настоящей Концепции используются следующие основные термины и понятия:
коренные малочисленные народы Севера - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (Федеральный закон от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации");
межселенные территории - территории, находящиеся вне границ сельских или городских поселений (Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации");
общины коренных малочисленных народов Севера - формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры (Федеральный закон от 20 июля 2000 года № 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации");
сельские территории (сельская местность, село в широком смысле) - территории за границами городских населенных пунктов, включающие территории сельских населенных пунктов и межселенные территории;
│ │ │Восяховское │ │ │рыбодобычей, │
│ │ │ │ │ │полеводством, │
│ │ │ │ │ │коневодством, и │
│ │ │ │ │ │кирпичный завод │
│ ├───┼───────────────┼─────────────────┤ ├─────────────────────┤
│ │7. │Сельское │Шурышкарский │ │рыбоучасток │
│ │ │поселение │ │ │"Горковского │
│ │ │Азовское │ │ │рыбозавода" │
│ ├───┼───────────────┼─────────────────┤ ├─────────────────────┤
│ │8. │Сельское │Шурышкарский │ │рыбоучасток │
│ │ │поселение │ │ │"Горковского │
│ │ │Лопхаринское │ │ │рыбозавода" │
│ ├───┼───────────────┼─────────────────┼─────────────────────┼─────────────────────┤
│ │9. │Сельское │Тазовский │ бывшие │база Тазовской │
│ │ │поселение │ │ геологоразведочные │нефтегазоразведочной │
│ │ │поселок │ │ │экспедиции │
│ │ │Газ-Сале │ │ │ │
│ ├───┼───────────────┼─────────────────┤ ├─────────────────────┤
│ │10.│Сельское │Ямальский │ │утратил свое основное│
│ │ │поселение │ │ │значение, как │
│ │ │Мыс-Каменское │ │ │производственно- │
│ │ │ │ │ │складская база │
│ │ │ │ │ │Заполярной │
│ │ │ │ │ │геофизической │
│ │ │ │ │ │экспедиции по │
│ │ │ │ │ │разведке и испытанию │
│ │ │ │ │ │месторождений │
│ │ │ │ │ │природных ископаемых;│
│ │ │ │ │ │Ямальский районный │
│ │ │ │ │ │детский дом │
│ ├───┼───────────────┼─────────────────┼─────────────────────┼─────────────────────┤
│ │11.│Сельское │Надымский │ оленеводческо- │отделение ЗАО │
│ │ │поселение село │ │ промысловые │"Ныдинское" │
│ │ │Нори │ │ │ │
│ ├───┼───────────────┼─────────────────┤ ├─────────────────────┤
│ │12.│Сельское │Надымский │ │отделение ЗАО │
│ │ │поселение село │ │ │"Ныдинское" │
│ │ │Кутопьюган │ │ │ │
└───────────────────┴───┴───────────────┴─────────────────┴─────────────────────┴─────────────────────┘
Рис. 1. Типология сельских поселений ЯНАО
с учетом типов расселения <8>
--------------------------------
<8> При составлении карты использована методика Бакулина В.В. (Типы поселений и расселения. Атлас ЯНАО. ФГУП "Омская картографическая фабрика". 2004. с.248-252).
Рисунок не приводится.